Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

12 интересных игр по развитию осязания для детей раннего возраста
08.04.2020, 11:17

12 интересных игр по развитию осязания

для детей раннего возраста



ОСЯЗАНИЕ (или ТАКТИЛЬНОЕ ЧУВСТВО) — это одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром.

Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить.
А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают НА ОЩУПЬ.

Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.


 

Примеры игр



ИГРА 1. "ИГРАЕМ С МЕШОЧКОМ"
Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых ребенку. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек.
Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.

Аналогично можно прятать в мешочке:
* крупы и природные материалы: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы.
* лоскутки ткани различной фактуры - клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы…

Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждого предмета и их названия, а затем начинайте игру.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ

«ЗОЛУШКА»
Материал: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).
Ход игры: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.
Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

«ПИРОЖКИ»
Материал: пирожок - две склеенные поролоновые пластины, между которыми находится начинка (вклеен горох, фасоль или греча).
Ход игры: педагог дает ребенку пирожок. Ребенок, сдавливая большим и указательным пальцами поролон, должен определить и сказать, какая начинка в пирожке.
Лучше предложить несколько пирожков с разной начинкой

«ПЛАТОЧЕК ДЛЯ КУКЛЫ»
Материал: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).
Ход игры: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.

«СОЕДИНИ КОРОБКИ»
Материал: спичечные коробки, к внешней и внутренней стороне которых приклеены кусочки различных материалов (вельвет, шерсть, бархат, шелк, бумага, линолеум и др.).
Ход игры: на столе находятся разобранные спичечные коробки. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать части коробок и правильно соединить их.

ИГРА 2. «ТАКТИЛЬНЫЕ КРЫШЕЧКИ»
Берем - крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы)
Нужно заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.

ИГРА 3. «НАЙДИ ПАРУ»
Предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.) и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.

ИГРА 4. "НАЙДИ НЕ ПОХОЖИЕ КРЫШЕЧКИ"
Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие, колючие – мягкие и т. д.

ИГРА 5. «ЛАБИРИНТ»
Цель: активизация движений большого и указательного пальцев.
Материал: лабиринт - два кусочка ткани, простроченных так, чтобы внутри имелись ходы, по которым можно проталкивать мелкие предметы; набор мелких предметов (фасоль, горох, бусинки и т.п.).
Ход игры: педагог дает ребенку набор мелких предметов и лабиринт. Ребенок должен протолкнуть по лабиринту данные предметы.

ИГРА 6. «УГАДАЙ, ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН ПРЕДМЕТ»
Цель: определение фактуры материала при прикосновении.
Материал: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).
Ход игры: на столе находится набор предметов. Педагог просит ребенка ощупать предметы и определить, из какого материала изготовлен каждый из них. Затем ребенок закрывает глаза, кладет ладонь на какой-либо предмет и говорит, из чего он сделан.

Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.

ИГРА 7. «ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК»
Цель: различение геометрических форм на ощупь; умение пользоваться методом проб.
Материал: экран; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.
Ход игры: на столе перед ребенком находится набор объемных геометрических фигур и экран, за которым стоит коробка с прорезями. Ребенку предлагается протолкнуть фигуры в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением свои действия.

ИГРА 8. "РАЗЛОЖИ ПО РАЗМЕРУ"
Цель: определение размера наполнителей на ощупь.
Материале: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п
Ход игры: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т.д.

ИГРА 9. «СОБЕРИ МАТРЁШКУ»
Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.
Материал: две матрешки-вкладыши.
Ход игры: игра проводится в парах. У каждого участника - разобранная матрешка. Игроки с закрытыми глазами должны как можно быстрее собрать матрешку.

ИГРА 10. «ГЛАДКАЯ - ШЕРШАВАЯ»
Материал: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.
Ход игры: на столе находится набор пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и разложить их на две группы по признаку: гладкие и шершавые.

ИГРА 11. «ХОЛОДНО - ТЕПЛО - ГОРЯЧО»
На столе стоят три миски с водой: холодной, теплой, горячей. Ребенок, опуская ладошки в миски, определяет, где какая вода. Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами):
- называние пальцев рук в произвольном порядке (взрослый дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);
- ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;
- ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;
- опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.

Взрослому следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног.

ИГРА 12. «СЕНСОРНАЯ ТРОПА ДЛЯ НОГ»
Материал: сенсорная тропа - дорожка из ковролина , на которой с помощью липучек закреплены отличающиеся по фактуре кочки: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и т.д.) или расположены следы правой и левой ног, вырезанные из различной ткани.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку пройти по сенсорной тропе босиком или в тонких носках.



Статья подготовлена учителем-дефектологом - Трефилова Ю.А.

Источник информации:

  • О.В.Закревская "Развивайся, малыш" (Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста)

  • Я.А.Янушко "Сенсорное развитие детей раннего возраста" (1 - 3 года)

  • https://www.maam.ru

  • https://multiurok.ru


Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки | Теги: осязание, тактильные ощущения
Просмотров: 270 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar