Среда    22.11.2017    23:20  

Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

Игры для развития мелкой моторики
27.03.2017, 19:23

Игры для развития мелкой моторики

 


 

Для нормального развития ребенка вторыми по значимости после активных движений тела являются упражнения, помогающие развивать ловкость рук, их мелкую моторику, или, иначе говоря, формировать манипулятивные навыки.

Умение манипулировать очень важно для ребенка. Во-первых, потому, что малыш его использует во многих своих действиях. И чем выше это умение, тем лучше получается результат: тем проворнее ребенок строит домик из кубиков, увереннеё перелистывает страницы книги, рисует и вырезает из бумаги, застегивает пуговицы, пользуется ложкой и вилкой и т. д.

Во-вторых, установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. Мы уже упоминали об исследованиях М. Кольцовой, которые доказали: существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. От того, насколько умеет ребенок выполнять движения пальцами, зависит уровень развития его речи.

На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит вот в чем: сначала ребенка просят показать один пальчик, потом — два и наконец — три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, наверняка умеют говорить. Если пальчики остаются напряженными, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, они вялые и изолированно двигаться не могут, значит, их обладатели не умеют говорить. И до тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, успехов в развитии речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Секрет этого явления несложен. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающих за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи, а значит, и мышления.

Умение работать пальчиками к малышу приходит не сразу. И взрослым предстоит приложить немало усилий, чтобы появился результат. Однако не только терпеливое вовлечение ребенка в специальные игры может принести хорошие плоды; занимаясь с малышом, важно всячески хвалить, поощрять его даже за малейший успех — это вдохновит его на дальнейшие подвиги.


Что поможет развить мелкую моторику рук?

Для этого нужно следующее:

  • учить ребенка отвинчивать крышки, нанизывать предметы на веревочку, наливать воду в емкость, переворачивать страницы книг, разрывать бумагу и т.д.;

  • учить малыша навыкам самообслуживания: пользоваться вилкой и ложкой, снимать колготки, носочки и т.д.;

 

Игрушки должны быть разнообразными, и среди них должны быть такие, которые можно было бы раскручивать, перекручивать, детали которых можно было бы вращать по кругу.

У ребенка обязательно должны быть простейший конструктор и пирамидки.

Рисуйте вместе с малышом карандашами и красками, выкладывайте простейшие мозаики.

Игры, предложенные ниже, помогут ребенку научиться выполнять такие действия, как застегивание пуговиц, завязывание шнурком и рисованце.

 

МАЛЕНЬКИЙ АПТЕКАРЬ

 

Рекомендуемый возраст — с 2 лет.

Цель игры: тренировка точности движений рук.

Что надо для игры:

  • упаковка от таблеток с ячейками (лучше вначале взять упаковку от больших таблеток, а затем – от таблеток поменьше);

  • пипетки с тугим резиновым колпачком;

  •  пузырек с чуть подкрашенной водой;

  •  несколько предметов одинакового с водой цвета.

Ход игры.

Расскажите ребенку о том, что есть такая важная профессия, как аптекарь. Аптекарь умеет делать лекарства. Чтобы лекарство получилось хорошим и вылечило человека, аптекарь должен приготовить его очень аккуратно. Затем покажите малышу, как аптекарь может его готовить. Для этого продемонстрируйте, как в пипетке перенести воду из пузырька в ячейки из-под таблеток. После чего предложите ребенку заполнить все ячейки водой при помощи пипетки самому, а потом перенести воду из ячеек обратно в пузырек.

Игра требует от малыша предельного внимания и концентрации. Если ребенок сделал неловкое движение и капли упали на стол, подскажите ему, что ошибку можно исправить, втянув капли в пипетку.

Важно!

В эту игру можно играть и с ребенком, который старшё двухлетнего возраста, только задание надо усложнить: попросите его определить, сколько воды в пузырьке, если в качестве единицы измерения использовать одну ячейку.

 

ПРИЩЕПКИ В КОРЗИНЕ

Рекомендуемый возраст — с 2 лет.

Цель игры: развитиё мелкой моторики трех основных пальцев рук (большого, указательного и среднего).

Что надо для игры:

  • небольшая корзина, у которой не слишком толстые борта (корзину можно заменить коробкой или любой плоской фигурой из толстого картона);

  • несколько разноцветных бельевых прищепок.

Ход игры.

Сложите в корзину прищепки и поставьте ее на пол. Предложите ребенку вынимать прищепки по одной и, взяв каждую трёмя пальцами, прикреплять ее на край корзины. Затем игру можно усложнить: прищепки прикреплять в определенной цветовой последовательности.

Важно!

Прежде чем ребенок приступит к игре, покажите сами, как надо действовать.

Многократное повторение движений сжимания и разжимания позволяет хорошо потренировать пальцы рук.

 

ЧАСОВЩИК

 

Рекомендуемый возраст — с 2 лет.

Цель игры: развитие тонких движений пальцев, координации движений, подготовка руки к письму.

Что надо для игры:

  • упаковка из-под таблеток;

  • бусинки – их должно быть столько же, сколько ячеек в упаковке из-под таблеток;

  • пинцет;

  • чашка.

Важно!

Чашка, упаковка и бусины должны быть одного цвета.

Ход игры.

Поместите бусинки в чашку. После чего расскажите малышу, что часовые мастера в своей работе используют пинцет, потому что имеют дело с маленькими деталями. Затем покажите ему, как надо пользоваться пинцетом, и переложите одну бусинку в ячейку упаковки из-под таблеток. Потом предложите ребенку самому проделать то же самое с остальными бусинками. Когда он это сделает, пусть переложит бусинки из упаковки обратно в чашку.

Эта игра требует от ребенка предельной концентрации внимания и потому способствует формированию внутреннего контроля.

 

ЦВЕТНЫЕ КАПЛИ

 

Рекомендуемый возраст — с 2 лет.

Цель игры: развитие движений пальцев рук, концентрации внимания, координации движений, подготовка руки к письму. Эта игра также позволяет ребенку тренироваться в сопоставлении и различении цветов.

Что надо для игры:

  • формочка для льда с 12 ячейками, первые 4 ячейки, расположенные подряд, обозначьте фломастером красного цвета, вторые 4 ячейки – синего цвета, а последние – фломастером желтого цвета;

  • 3 пузырька, каждый с водой синего цвета (воду подкрашивают при помощи пищевых красителей тоже синего, красного и желтого цветов);

  • 3 пипетки с колпачками из тугой резины, которые надо вставить в пузырьки;

  • маленькая губка.

Ход игры.

Малыш должен по капле перенести воду из разных пузырьков в ячейки того же цвета при помощи пипетки (конечно, после того, как вы ему это покажете!). Затем воду из формочки опять при помощи пипеток надо перелить в пузырьки.

После окончания игры ребенок губкой должен собрать нечаянно пролитую воду и убрать все остальное.




Статья представлена учителем-дефектологом Трефиловой Ю.А.


Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки
Просмотров: 99 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar