Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

КАК РАЗВИВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ
08.04.2021, 19:22
Ребенка необходимо ознакомить:
с размерами предметов;
с параметрами предметов – высота, ширина, длина (толщина).
Например, лежащий кирпичик имеет длину, ширину и толщину.
 
Вначале сравниваются два однотипных  предмета.  Например - куклы.
Затем – два  различных (как правило, сравниваются предметы из одного множества, например: кружка и чашка, круг и квад­рат).
 
По возрастными нормам ребенок к 3 годам должен раз­личать и называть три размера: большой, маленький и сред­ний (методом исключения)
.
1 этап – ознакомление с большим и маленьким размерами
 
1.   Сравниваются   предметы:
 
бытовые - посуда, мебель, одежда и т. д.,                         
игрушки - машинки,  куклы,  кубики и  т. д.
 
2.   Работа  с  картинками.
 
!!!  Дети с трудом воспринимают размеры предме­тов, изображаемых на картинках.
 
Чтобы решить эту пробле­му, можно вырезать картинки по контуру и сравнить их пу­тем наложения друг на друга.
 
При формировании у ребенка представления о размере кроме зрения необходимо привлекать  слух  и  моторные ощу­щения.
 
Например, при описании маленького предмета надо называть его размер высоким голосом и складывать руки ло­дочкой.
 
При ознакомлении с большим предметом размер подчеркивается низким голосом и разведени­ем рук. 

2 этап - закрепление
 
Сравнение   двух   объектов
 
Ребенку предлагаются как объемные пред­меты, так и плоскостные.   При этом используются следую­щие приемы:

Прием  наложения
 
Им пользуются при сравнении плоских предметов (например, для сравнения картинок - «выпиловок» или колечек от пирамидок).
 
Выступающая часть говорит о том, что этот объект больше другого.
Прием  прикладывания 
с уравниванием предметов по одной линии
 
С помощью этого приема сравнивают объемные предме­ты, при этом их обязательно выравнивают по низу, а размер определяют, ориентируясь на высоту предметов (то, что выше, то и больше).
 
Но ребенку сообщается только размер (какой предмет большой, а какой - маленький).
Прием  вкладывания 
 
- при сравнении разборных мат­решек, яичек, коробочек, ведер и других вкладывающихся один в другой предметов.
Отрабатываются следующие действия по инструкции:
«возьми - поставь», «открой - зак­рой», «вложи - достань».
 
Эти действия являются опорны­ми. 
Соотнесение  объектов  по  размеру
и  установление  определенной  зависимости
 
С   ориентиром   на   определенный   размер   предмета  –
«маленький - боль­шой»      
Например:
 
  • в игре «Сортируем овощи» ребенку предлагается помочь зайке убрать овощи, разложив их в корзинки соответствующего размера; при этом предлагаемые для сортировки овощи должны быть разными.
- «Кукла одевается» (подбор одежды соответствующего размера),
- «Капельки и тучки» (разложи капельки под тучками по размеру), 
С   ориентиром   на   размер   определенного   предмета  –
«такой же – не такой»      
Например:
- пазл «Рыбки» (найди домик для рыбки),
- игра «Разложи кружочки».
При этом - матрешки, яички собираются по принципу «Найди самый маленький предмет», а ведерки, коробочки, пирамидки - по принципу «Найди самый большой предмет». 
Проверка - проводится в виде теста.
 
Используются четыре пары картинок с изображенными на них разновеликими зайками, мишками, куклами и кисками.
 
Картинки выкладываются парами, и ребенку предлагают выбрать предмет определен­ного размера (большого или маленького) из двух предложен­ных:
 
- задание «Посмотри на картинки и покажи (дай) ма­ленького (большого) зайку (мишку, куклу, киску)»
 
 Во время тестирования предлагаемые картинки меняют местами так, чтобы не было закономерности в их располо­жении.
 
 Ребенку даются две попытки. Если с первого раза он от­ветил правильно, то считается, что данным материалом ре­бенок владеет. 
 Если была хотя бы одна ошибка, то результат определяется по второй попытке (без ошибок - положитель­ный результат, при наличии одной и более ошибок - резуль­тат отрицательный).



 

Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки
Просмотров: 436 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar