Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

Настольные игры для деетй раннего возраста
08.11.2016, 19:20

Настольные игры для детей раннего возраста

 

К настольным играм можно отнести игры с картинками. Такие игры необходимы для разви­тия речи и мышления ребенка раннего возраста. В первые три года жизни идет интенсивное разви­тие мозга.  Это играет стратегически важную роль в развитии высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи, вообра­жения и др. Разви­тие символической функции мышления ребенка опирается на опыт использования предметов заместителей (например, вместо гра­дусника — палочка, вместо мыла — кубик и т.д.), а также картинок, изображающих реальный предмет, языковых знаков в игре и общении. При этом важно отметить, что использование картинок позволяет «мягко» и постепенно вывес­ти ребенка на уровень символического замеще­ния (ведь сам предмет не присутствует, а име­ется лишь его изображение, в котором следует уз­нать предмет и назвать), что способствует форми­рованию речевого мышления.

Уникальность и ценность этой формы познания в наглядности (картинка, рисунок), сочетающейся со словом (название изображения). Способность воспринимать изображение при­ходит к ребенку постепенно. Вначале малыш учится рассматривать изображение, узнавать в нём знакомый предмет и называть его, а затем уже выполнять какие-то дидактические задания, например, на выбор, идентификацию, дифференцировку или группировку изображений.

Для того, чтобы малыш узнал предмет на кар­тинке, у него должен возникнуть образ восприни­маемого предмета и хотя бы начальное представление о нем. Исходя из сказанного, становится понятным, почему маленьким детям для рассматривания вначале предлагают изображения отдельных предметов простой формы (яблоко, мяч, огурец, матрешка, ведерочко и т. п.), так называемые предметные картинки.

При рассматривании этих картинок взрослый обводит пальчиком ребенка изображение по кон­туру, называет изображенный предмет, побужда­ет к словесному повторению.

Начало работы с картинкой связано с необхо­димостью ознакомления с нею как с предметом, несущим зрительную информацию. Ребенок дол­жен понять, что слово «картинка» относится именно к изображению  предмета.

Первые занятия проходят с сопос­тавлением реального предмета и его изображения на картинке.

Следующим этапом работы будет показ картинки без предмета с целью узнавания и на­зывания его в изображении.

Этот этап работы имеет свою последовательность:

  • показ одной кар­тинки с называнием;

  • последовательный показ двух картинок с их называнием;

  • одновременный показ двух картинок с их называнием;

  • выбор од­ной из двух по показу («Дай такую же») с называ­нием;

  • выбор по слову («Дай мне картинку, где на­рисован мяч», «А где нарисована матрешка?») из двух картинок одну.

После 1 г. 9 мес. малышам предлагают картин­ки, используя их как при игре в лото. Дети выпол­няют дидактические задания на подбор однородных предметов в изображениях, отличающихся цветом или величиной. («Покажи, где куколка большая, а где маленькая, где такая же»).
Рассматривание и называние картинок (2-3 шт.) с рядом отличительных деталей явля­ется очередным этапом дальнейшей работы с картинками.

Желательно рассматривание, срав­нение картинок сопровождать сюжетным рас­сказом. (Например, рассматривая картинки с пе­тушком и уточкой, вначале обращают внимание на внешние различия: у петушка — гребешок, «шелковая бородушка», а у уточки его нет; уточ­ка плавает, а петушок не умеет плавать, но «го­лосисто поёт, деткам спать не дает» и т. п.).

На третьем году работа с картинками значи­тельно усложняется. Картинки используются для введения в рече­вую практику существительных собирательного значения: «одежда», «игрушки», «посуда» и т. п. Используются картинки, на которых изображены соответствующие предметы, сгруппированные по признаку функционального использования (лож­ка, тарелка и чашка для еды).

Малышам предла­гаются картинки, на которых изображены домашние живот­ные, живущие рядом с человеком. Оз­накомление с картинками этого сериала жела­тельно проводить после наблюдений за живот­ными в жизни. Поэтому работа строится от более «близких» к более «дальним». Например, внача­ле следует показать на картинке кошечку, собач­ку, петушка, а затем уж коровку, лошадку и т. д.

Дети третьего года знакомятся не только с жи­вотными, но и их детенышами. Детям предлагаются для сравнения картин­ки, где изображены наиболее заметные отличи­тельные признаки животных (например, у коро­вы рога, а у лошади их не бывает; у теленка ма­ленькие рожки, а у жеребенка их нет и т. п).

К концу 3-го года жизни детям предлагаются реалистические картинки, изображающие лес­ных обитателей (заяц, лиса, медведь, волк, бел­ка, еж и т. д.). Такие занятия могут проходить в сюжетно-игровой форме, например, «Кого мы встретили в лесу?».

На­пример, в занятии «На экскурсию в зоопарк», при ознакомлении с животными, птицами выде­ляется сериал «Насекомые», с которым целесооб­разно знакомить ребенка после того, как он уви­дит живую бабочку, стрекозу, или кузнечика.

Картинки помогут значительно расширить представления детей о растительном мире, в част­ности, сформировать понимание таких существительных, как «овощи» и «фрукты». С этой целью используются картинки-лото «Что растет на ого­роде?», «Что растет в саду?».


 

Тематический подбор картинок и картин для ознакомления с окружающим и развития речи детей  раннего возраста

 

 
Содержание
 

 
Задачи

1 г.
–  
1г. 3м.

Предметные картинки, где изображен один предмет
(простой формы)

Учить узнавать изображения знакомых предме­тов на картинке.
 

1г. 3м. –
1г. 6м

Предметные картинки, где изображены знакомые игрушки, предметы одежды, посуды, мебели и прочее

Учить находить по названию знакомую картин­ку, выбирая из 6-8. Побуждать называть знако­мые предметы, изображенные на картинках облег­ченными словами, например, кукла — «ляля» и т.д.

1г. 6м. –
1г. 9м

Предметные картинки, изображающие знакомых детям животных и птиц.
 
 
 
Парные картинки типа «лото»

Находить нужное изображение из 4-5 картинок, называть их, используя звукоподражание («ав-ав», «мяу-мяу» и т. д.).
Переходить от облегченных слов к общеупотреби­тельным (например, не «га-га», а уточка и т. п.).
Учить внимательно всматриваться в изображение, находить парные картинки («Дай такую же...»).

1г. 9м.
-
2 г.

Парные картинки типа «лото»
(большой мяч – маленький мяч;
красная машинка – зеленая машинка и т.д.)
Сюжетные картинки, изображающие знакомые детям ситуации: доктор лечит ребенка, мама покупает игрушку и т.д.

Закреплять представления о величине, форме, цвете предметов. Подбирать парные картинки, ориентируясь на одно свойство — цвет или величи­ну одинаковых предметов.
Развивать функции сравнения и обобщения.
Учить понимать жизненно близкий, сюжет, показанный на картине. Строить предложение из 2-3 слов.

2 г.

2г. 3м

Предметные картинки – сериалы. Предметные картинки, составленные
в серии по принципу функционального использования предметов:
Что люди одевают? На чем люди ездят? Для чего нужны тарелки, ложки, чашки? и т. п.

Расширять представления детей о предметах бли­жайшего окружения. Развивать функцию обобще­ния с ориентацией на функциональное использова­ние предметов в бытовой, трудовой, игровой, худо­жественной деятельности человека.
 

2г. 3м –
2г. 9м

Сериалы картинок:
«Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт», «Живот­ные», «Овощи», «Фрукты» и т. п.
 

Формировать обобщенное понимание названий групп предметов (собирательные существитель­ные): одежда, мебель, посуда, игрушки, транс­порт, животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты и т.д. прочее.________________________

2г. 9м – 
3 г.

Сериал картин
«Животные и их детеныши»:
собака со щенком, кошка с котятами, корова с теленком, лошадь с жеребенком, коза с козленком, овца с ягненком, курица с цыплятами, утка с утятами, гусыня с гусятами.
 
 

Закреплять и расширять знания о животных и птицах.
Знакомство с названиями детенышей жи­вотных: отличительные признаки, затем — общие.
Звукоподражания их голосам. Воспитание доб­рых, гуманных чувств.
 

 

Статья представлена:

 

учитель-дефектолог Службы ранней помощи
Трефилова Ю.А.


Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки
Просмотров: 2084 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar