Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

Настольные игры для детей раннего возраста
20.03.2019, 06:23

К настольным играм можно отнести игры с картинками. Такие игры необходимы для разви­тия речи и мышления ребенка раннего возраста.
В первые три года жизни идет интенсивное разви­тие мозга.  Это играет стратегически важную роль в развитии высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи, вообра­жения и др.
Разви­тие символической функции мышления ребенка опирается на опыт использования предметов заместителей (например, вместо гра­дусника — палочка, вместо мыла — кубик и т.д.), а также картинок, изображающих реальный предмет, языковых знаков в игре и общении.
При этом важно отметить, что использование картинок позволяет «мягко» и постепенно вывес­ти ребенка на уровень символического замеще­ния (ведь сам предмет не присутствует, а име­ется лишь его изображение, в котором следует уз­нать предмет и назвать), что способствует форми­рованию речевого мышления.
Уникальность и ценность этой формы познания в наглядности (картинка, рисунок), сочетающейся со словом (название изображения).
Способность воспринимать изображение при­ходит к ребенку постепенно. Вначале малыш учится рассматривать изображение, узнавать в нём знакомый предмет и называть его, а затем уже выполнять какие-то дидактические задания, например, на выбор, идентификацию, дифференцировку или группировку изображений.
Для того, чтобы малыш узнал предмет на кар­тинке, у него должен возникнуть образ восприни­маемого предмета и хотя бы начальное представление о нем.
Исходя из сказанного, становится понятным, почему маленьким детям для рассматривания вначале предлагают изображения отдельных предметов простой формы (яблоко, мяч, огурец, матрешка, ведерочко и т. п.), так называемые предметные картинки.
При рассматривании этих картинок взрослый обводит пальчиком ребенка изображение по кон­туру, называет изображенный предмет, побужда­ет к словесному повторению.
Начало работы с картинкой связано с необхо­димостью ознакомления с нею как с предметом, несущим зрительную информацию. Ребенок дол­жен понять, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета.
Первые занятия проходят с сопос­тавлением реального предмета и его изображения на картинке.
Следующим этапом работы будет показ картинки без предмета с целью узнавания и на­зывания его в изображении.

Этот этап работы имеет свою последовательность:

ü показ одной кар­тинки с называнием;
ü последовательный показ двух картинок с их называнием;
ü одновременный показ двух картинок с их называнием;
ü выбор од­ной из двух по показу («Дай такую же») с называ­нием;
ü выбор по слову («Дай мне картинку, где на­рисован мяч», «А где нарисована матрешка?») из двух картинок одну.

 

После 1 г. 9 мес. малышам предлагают картин­ки, используя их как при игре в лото. Дети выпол­няют дидактические задания на подбор однородных предметов в изображениях, отличающихся цветом или величиной. («Покажи, где куколка большая, а где маленькая, где такая же»).
Рассматривание и называние картинок (2-3 шт.) с рядом отличительных деталей явля­ется очередным этапом дальнейшей работы с картинками.
Желательно рассматривание, срав­нение картинок сопровождать сюжетным рас­сказом. (Например, рассматривая картинки с пе­тушком и уточкой, вначале обращают внимание на внешние различия: у петушка — гребешок, «шелковая бородушка», а у уточки его нет; уточ­ка плавает, а петушок не умеет плавать, но «го­лосисто поёт, деткам спать не дает» и т. п.).
На третьем году работа с картинками значи­тельно усложняется. Картинки используются для введения в рече­вую практику существительных собирательного значения: «одежда», «игрушки», «посуда» и т. п. Используются картинки, на которых изображены соответствующие предметы, сгруппированные по признаку функционального использования (лож­ка, тарелка и чашка для еды).
Малышам предла­гаются картинки, на которых изображены домашние живот­ные, живущие рядом с человеком. Оз­накомление с картинками этого сериала жела­тельно проводить после наблюдений за живот­ными в жизни. Поэтому работа строится от более «близких» к более «дальним». Например, внача­ле следует показать на картинке кошечку, собач­ку, петушка, а затем уж коровку, лошадку и т. д.
Дети третьего года знакомятся не только с жи­вотными, но и их детенышами. Детям предлагаются для сравнения картин­ки, где изображены наиболее заметные отличи­тельные признаки животных (например, у коро­вы рога, а у лошади их не бывает; у теленка ма­ленькие рожки, а у жеребенка их нет и т. п).
К концу 3-го года жизни детям предлагаются реалистические картинки, изображающие лес­ных обитателей (заяц, лиса, медведь, волк, бел­ка, еж и т. д.). Такие занятия могут проходить в сюжетно-игровой форме, например, «Кого мы встретили в лесу?».
На­пример, в занятии «На экскурсию в зоопарк», при ознакомлении с животными, птицами выде­ляется сериал «Насекомые», с которым целесооб­разно знакомить ребенка после того, как он уви­дит живую бабочку, стрекозу, или кузнечика.
Картинки помогут значительно расширить представления детей о растительном мире, в част­ности, сформировать понимание таких существительных, как «овощи» и «фрукты». С этой целью используются картинки-лото «Что растет на ого­роде?», «Что растет в саду?».

Методист Коблова Г.А.


Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки
Просмотров: 202 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar