К настольным играм можно отнести игры с картинками. Такие игры необходимы для развития речи и мышления ребенка раннего возраста.
В первые три года жизни идет интенсивное развитие мозга. Это играет стратегически важную роль в развитии высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи, воображения и др.
Развитие символической функции мышления ребенка опирается на опыт использования предметов заместителей (например, вместо градусника — палочка, вместо мыла — кубик и т.д.), а также картинок, изображающих реальный предмет, языковых знаков в игре и общении.
При этом важно отметить, что использование картинок позволяет «мягко» и постепенно вывести ребенка на уровень символического замещения (ведь сам предмет не присутствует, а имеется лишь его изображение, в котором следует узнать предмет и назвать), что способствует формированию речевого мышления.
Уникальность и ценность этой формы познания в наглядности (картинка, рисунок), сочетающейся со словом (название изображения).
Способность воспринимать изображение приходит к ребенку постепенно. Вначале малыш учится рассматривать изображение, узнавать в нём знакомый предмет и называть его, а затем уже выполнять какие-то дидактические задания, например, на выбор, идентификацию, дифференцировку или группировку изображений.
Для того, чтобы малыш узнал предмет на картинке, у него должен возникнуть образ воспринимаемого предмета и хотя бы начальное представление о нем.
Исходя из сказанного, становится понятным, почему маленьким детям для рассматривания вначале предлагают изображения отдельных предметов простой формы (яблоко, мяч, огурец, матрешка, ведерочко и т. п.), так называемые предметные картинки.
При рассматривании этих картинок взрослый обводит пальчиком ребенка изображение по контуру, называет изображенный предмет, побуждает к словесному повторению.
Начало работы с картинкой связано с необходимостью ознакомления с нею как с предметом, несущим зрительную информацию. Ребенок должен понять, что слово «картинка» относится именно к изображению предмета.
Первые занятия проходят с сопоставлением реального предмета и его изображения на картинке.
Следующим этапом работы будет показ картинки без предмета с целью узнавания и называния его в изображении.
Этот этап работы имеет свою последовательность:
ü показ одной картинки с называнием;
ü последовательный показ двух картинок с их называнием;
ü одновременный показ двух картинок с их называнием;
ü выбор одной из двух по показу («Дай такую же») с называнием;
ü выбор по слову («Дай мне картинку, где нарисован мяч», «А где нарисована матрешка?») из двух картинок одну.
После 1 г. 9 мес. малышам предлагают картинки, используя их как при игре в лото. Дети выполняют дидактические задания на подбор однородных предметов в изображениях, отличающихся цветом или величиной. («Покажи, где куколка большая, а где маленькая, где такая же»).
Рассматривание и называние картинок (2-3 шт.) с рядом отличительных деталей является очередным этапом дальнейшей работы с картинками.
Желательно рассматривание, сравнение картинок сопровождать сюжетным рассказом. (Например, рассматривая картинки с петушком и уточкой, вначале обращают внимание на внешние различия: у петушка — гребешок, «шелковая бородушка», а у уточки его нет; уточка плавает, а петушок не умеет плавать, но «голосисто поёт, деткам спать не дает» и т. п.).
На третьем году работа с картинками значительно усложняется. Картинки используются для введения в речевую практику существительных собирательного значения: «одежда», «игрушки», «посуда» и т. п. Используются картинки, на которых изображены соответствующие предметы, сгруппированные по признаку функционального использования (ложка, тарелка и чашка для еды).
Малышам предлагаются картинки, на которых изображены домашние животные, живущие рядом с человеком. Ознакомление с картинками этого сериала желательно проводить после наблюдений за животными в жизни. Поэтому работа строится от более «близких» к более «дальним». Например, вначале следует показать на картинке кошечку, собачку, петушка, а затем уж коровку, лошадку и т. д.
Дети третьего года знакомятся не только с животными, но и их детенышами. Детям предлагаются для сравнения картинки, где изображены наиболее заметные отличительные признаки животных (например, у коровы рога, а у лошади их не бывает; у теленка маленькие рожки, а у жеребенка их нет и т. п).
К концу 3-го года жизни детям предлагаются реалистические картинки, изображающие лесных обитателей (заяц, лиса, медведь, волк, белка, еж и т. д.). Такие занятия могут проходить в сюжетно-игровой форме, например, «Кого мы встретили в лесу?».
Например, в занятии «На экскурсию в зоопарк», при ознакомлении с животными, птицами выделяется сериал «Насекомые», с которым целесообразно знакомить ребенка после того, как он увидит живую бабочку, стрекозу, или кузнечика.
Картинки помогут значительно расширить представления детей о растительном мире, в частности, сформировать понимание таких существительных, как «овощи» и «фрукты». С этой целью используются картинки-лото «Что растет на огороде?», «Что растет в саду?».
Методист Коблова Г.А. |