Среда    20.09.2017    04:50  

Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

Основные этапы развития слуховой функции у ребенка первого года жизни
27.02.2017, 20:09

Основные этапы

развития слуховой функции

у ребенка первого года жизни

 



Мы живем в мире звуков: природы, музыки, речи, всевозможных шумов. Посредством слухового восприятия человек улавливает звуки, распознает близость или дальность их источников, направление звуковой волны, а также различает звуки по силе и тону.

Ухо настолько чувствительно, что почти способно слышать беспорядочные удары молекул воздуха о барабанную перепонку. Кроме того, ухо обладает удивительной избирательностью. В комнате, полной разговаривающих людей, оно способно игнорировать большинство шумов и улавливать лишь речь одного человека. Тренированное ухо способно на чудеса! В смешении звуков симфонического оркестра ухо дирижера может выделять отдельные инструменты.

Ребенок рождается со сформированными органами чувств. Рецепторы большинства анализаторов формируются к моменту рождения ребенка, даже если это преждевременные роды (слуховой аппарат формируется начиная со второго месяца внутриутробной жизни). Именно поэтому современные врачи рекомендуют беременным женщинам для установления лучшего эмоционального контакта беседовать с будущим ребенком начиная с 20 – 22 недели беременности.

У  новорожденного обнаруживается не только полный набор слуховых реакций, но и некоторые слуховые предпочтения: он предпочитает женские голоса мужским; ритмические звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, его успокаивают, резкие – беспокоят. Уже в 3 месяца ребенок может выделять голос своей матери среди других голосов.

По новейшим исследованиям, у новорожденных можно наблюдать первичное различение звуков, которые резко отличаются друг от друга по характеру, например шумы и стук музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав; по этим же данным у новорожденных отмечается возможность определения направления звука.

Для развития слухового восприятия наиболее благоприятен младенческий возраст: чем меньше ребенок, тем более он восприимчив к звучанию окружающего мира. Новорожденный воспринимает весь звуковой поток, т.к. его слуховой аппарат еще не имеет избирательности. Как результат этого – отсутствие восприятия тихих звуков (частичная звуковая «глухота»). Очень важно в этот момент провести скрининг слуха, для того, чтобы при необходимости своевременно стимулировать развитие утраченной функции.

Ниже представлены основные этапы развития слуховой функции ребенка первого года жизни.

 

Название реакции

Приблизительный возраст появления реакции

1

Вздрагивает и мигает при резком звуке

10 дней

2

Успокаивается при сильном звуке

18 – 20 дней

3

Прислушивается к голосу взрослого, звуку колокольчика

1 месяц

4

Прислушивается к звуку погремушки. Поворачивает голову то в одну, то в другую (2 – 3 поисковых движения глазами).

Поворачивает голову в сторону голоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор.

2 месяца

5

Замирает при появлении нового звука на фоне других

2,5 месяца

6

Гулит в ответ на речевое общение, быстро двигает руками и ногами.

Прислушивается к музыке.

Выделяет голос матери.

3 месяца

7

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.

Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука на уровне уха и находит его глазами.

Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение. Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет.

Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора.

4 месяца

8

Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого.

Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует.

5 месяцев

9

Эмоционально реагирует на знакомые голоса.

Отчетливо находит глазами источник звука (лежа).

Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам.

Радуется, когда слышит свое имя, быстро поворачивается в сторону взрослого, произнесшего его.

6 месяцев

10

В положении сидя поворачивается к источнику звука.

Повторно произносит слоги, которые есть в его лепете, вслед за взрослыми («ба-ба», «ма-ма»)

7 месяцев

11

Интересуется предметами, произносящими звук

8 месяцев

12

Произносит плясовые движения под плясовую мелодию (если они ранее были показаны взрослыми).

9 месяцев

13

Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди».

Подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых нет в его лепете.

10 месяцев

14

Выполняет движения по просьбе (например, на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши).

Поворачиваясь, находит глазами источник звука в ближайшем окружении и даже за спиной. Произносит первые звукоподражания («ав-ав», «кис-кис») и облегченные слова («Ляля») по просьбе взрослого

11 месяцев

15

Легко подражает новым словам, повторяет по просьбе взрослого два слова из четырех («дай», «на», «бах», «Ляля» и т.д.)

12 месяцев

 

 

Используемая литература:

Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А.

Учимся слушать и слышать. – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с. – (Серия «Рождаюсь. расту. Развиваюсь»).

  •  

 

Статья подготовлена учителем-дефектологом Трефиловой Ю.А.

 

 


Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки
Просмотров: 47 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar