Среда    22.11.2017    23:14  

Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

Особенности периода раннего детства и его значение
06.03.2017, 20:09

Особенности периода раннего детства

и его значение





Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое­временно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей пер­вых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на пер­вом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуют­ся, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими.

Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком. Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличива­ется до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблаго­приятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное забо­левание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в ран­нем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физи­ческого и психического развития. Крепкий, физически полноцен­ный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвиж­ные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их об­щем самочувствии — они становятся раздражительными и вялы­ми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчиво­стью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведе­ния, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства

При воспитании маленьких детей следует учитывать преобла­дание у них возбуждения над тормозными процессами: малень­кий ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяю­щий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

Условные, т. е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовывать­ся с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни,— сосатель­ный — на положение для кормления. Раннее образование услов­ных рефлексов является убедительным, физиологически обосно­ванным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в при­вычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засы­пать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание — дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает по­требность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния ок­ружающих взрослых, от воспитания и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддержи­вается правильной организацией жизни.

Педагогика раннего детства, основы которой были разрабо­таны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

  • соблюдение установленного для детей раннего возраста ре­жима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена раз­ных видов деятельности;
  • правильное проведение режимных процессов: кормления, гигиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;
  • проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, раз­влечений;
  • создание условий для активной и разнообразной самостоя­тельной деятельности детей.


Успешное осуществление задач воспитательной работы зави­сит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умствен­ное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержа­ние, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста. Они определяются возрастными особенностями малышей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыка­ния (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспита­тельных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

По материалам: http://www.coolreferat.com

 

 

Статья подготовлена учителем-дефектологом Трефиловой Ю.А.

 

 


Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки
Просмотров: 95 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar