Среда    20.09.2017    05:01  

Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

Принципы планирования и организации коррекционных занятий с детьми раннего возраста
15.08.2016, 18:28

Принципы планирования

и организации коррекционных занятий

с детьми раннего возраста



 
1. Ведущим принципом построения коррекционно-развивающих занятий является онтогенетигеский принцип: при проведении занятий учитывается уровень дви­гательного, когнитивного, речевого и эмоционально-лично­стного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельно­сти, поэтапность в формировании новых видов деятельности.
 
2.   Комплексный подход к проблемам ребенка имеет особое значение: совместная разработка коррекционного мар­шрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обес­печивают эффективность коррекционных мероприятий по ус­транению выявленных отклонений в развитии ребенка.
 
3.   Принцип взаимодействия и координации между специалистами осуществляется следующим образом:
 
- с помощью ведения документации на каждого ребенка - индивидуальной карты, отражающей результаты диагнос­тики и проведенной работы с данным ребенком;
 
- через психолого-медико-педагогигеские консилиумы, на которых всеми специалистами обсуждаются результаты пер­вичной или повторной диагностики каждого ребенка, успе­хи и трудности ребенка на текущих занятиях, вырабатыва­ется индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, проводится корректировка данного мар­шрута, обсуждаются рекомендации специалистов друг дру­гу по использованию в работе с ребенком наиболее эффективных приемов взаимодействия и коррекции;
 
- в процессе проведения совместных занятий специалис­тами (психолог - педагог, психолог - музыкальный тера­певт, логопед - музыкальный терапевт и т. п.).
 
Организация совместной работы специалистов с конкрет­ным ребенком включает в себя также создание развивающей среды (организация пространства, подбор игрового материа­ла по теме занятия). Создание обстановки, насыщенной раз­нообразными сенсорными стимулами, привлечение разных видов деятельности позволяют избежать излишней дидактизации упражнений, стимулирует познавательный интерес.

4.  Одним из важнейших принципов работы с деть­ми раннего и младшего возраста является принцип ве­дущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка.
 
Все занятия проводятся в присутствии родителей и при их активном участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист - ребе­нок - родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревож­ность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий. В ходе коррекционных за­нятий обращается внимание родителей на то, как и чем за­ниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком.
 
Психолог, работая с родителями, дает рекомендации дру­гим специалистам для осуществления эффективного взаи­модействия с мамой на совместных занятиях, т.е. обеспечи­вается единство подхода и стиля общения.
 
5.   Деятельностный подход предусматривает формиро­вание психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.
 
6.   Творческий подход дает возможность не ограничи­вать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в процессе занятия, будут решены.
 
 
7.   Систематичность заданий и используемых на за­нятиях игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, исполь­зование их в определенной последовательности.
 
8.   Вариативность заданий позволяет при формирова­нии у ребенка одних и тех же понятий использовать раз­ные игры и задания.
 
9.   Принцип постепенного усложнения заданий:
 
а) поступенчатое  усложнение  заданий, например:
ü 1-я ступень: сортировка предметов по какому - либо признаку;
ü 2-я ступень: выбор предметов по данному призна­ку, ориентируясь на эталон или на слово;
ü 3-я ступень: использование знания этого призна­ка в изобразительной и другой продуктивной деятельности;
 
б) постепенное  усложнение  за счет подбора более слож­ного для восприятия или практической деятельности игро­вого материала.
 
Например, при сортировке по цвету вначале берутся кон­трастные цвета (желтый - красный), по мере усложнения - более близкие (желтый - оранжевый). При нанизывании усложнение достигается уменьшением диаметра отверстия бусин;
 
в) постепенное  увеличение  количества  используемых  объектов  в  игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т. д.
 
10. Принцип планирования при проведении занятий различными специалистами. При проведении занятий различными специалистами с одним ребенком (или группой детей) используется принцип единого тематического пла­нирования занятий: занятия разных специалистов объе­динены одной темой. Например, тема «Овощи - фрукты»:
- логопед формирует словарный запас, грамматический строй речи, связную речь ребенка по данной теме;
- педагог развивает у ребенка навык соотнесения пред­мета и картинки, обобщения, активизирует сенсорный опыт («Лото», «Чудесный мешочек», «Кто что ест», «Узнай на вкус (по запаху, на ощупь и т. д.)», «Разложи по корзинкам» и т. п.); рисование, лепка, аппликация овощей и фруктов;
- психолог формирует взаимодействие «мама - ребенок» или «ребенок - ребенок» с использованием игр «Огород», «Угостим зайку» и т. п.;
- руководитель ЛФК подбирает соответствующие данной теме подвижные игры, атрибуты;
- музыкальный терапевт - хороводы, песенки, игры поданной тематике.
 
Такой подход в планировании и организации работы дает возможность каждому специалисту, решая свои специфичес­кие задачи, обеспечивать наиболее эффективное усвоение пройденного материала и закрепление полученных знаний, умений и навыков.
 
Содержание занятий постоянно варьируется в зависимо­сти от задач коррекционного воздействия и возраста ребен­ка. Одна и та же игра может использоваться для различных целей.
 


Статья представлена руководителем Службы ранней помощи - Анисимова Л.П.
 
 

Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки
Просмотров: 47 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar