Развитие навыков игры и рисования
На третьем году жизни игры малышей так же просты и незатейливы. Их сюжеты отражают простые бытовые процессы и различные действия: кормление, одевание, умывание, укладывание игрушки спать. Любимой игрушкой и у мальчиков и у девочек является кукла или другая образная игрушка, ее заменяющая, например мишка, зайчик. Выбор темы игры, так же как и в предыдущий период, определяет предметная игровая ситуация (сюжетное размещение игрушек). Малыша надо учить играть. Самый эффективный способ такого обучения — это совместная игра. Например: взрослый создает в игровом уголке ситуацию «купание куклы» и сам начинает играть, обязательно сопровождая свои действия пояснительной речью. Малыш либо сразу же присоединится к игре, либо станет наблюдать и в этот же день будет играть в такую игру самостоятельно. При накоплении игрового опыта ребенок начнет связывать в игре 2—3 последовательных действия. Например: приготовление пищи — кормление — прогулка.
Если ребенок испытывает затруднения в построении цепочки действий, надо помочь ему советом. Например: малыш изо дня в день укладывает куклу спать. Предложите сначала с ней погулять или покормить ее. Также стоит учить ребенка условным действиям с игрушками, которые всегда включают в себя два плана: то, что ребенок делает фактически, и то, что это действие означает, какой смысл оно имеет. Например: в игровой ситуации «кормление куклы» условное действие может осуществляться с помощью игрушечной ложки, предмета, заменяющего ложку (палочка), воображаемой ложки. Сначала надо научить ребенка условным действиям с предметами-игрушками, а затем постепенно вводить в игру предметы-заместители.
В качестве заместителей игрушек можно использовать детали строительного набора, веревки, палочки, шишки. Для введения заместителей в игру надо создать игровую ситуацию, в которой не хватает нужной игрушки. Например: кукла заболела, а градусника нет. Предмет-заместитель должен сочетаться с сюжетной игрушкой. Например: салат — полоски бумаги на игрушечной тарелке.
Постепенно в игры следует вводить воображаемые предметы.
Например: каша, вода.
К 3 годам в ролевой игре ребенок научится:
-
строить сюжет игры из 2—3 действий;
-
использовать в игре игрушки, предметы-заместители;
-
пояснять свои действия с предметами-заместителями, например: «Что это у тебя за палочка?» — спрашивает взрослый, малыш отвечает: «Это градусник»;
-
поддерживать и продолжать игру взрослого с игрушкой;
-
играть рядом со сверстником, но со своей игрушкой.
Для развития игры стоит расширить список предлагаемых игрушек. Желательно теперь покупать более детальные игрушки. Например: в машине открывается дверь, и в нее можно посадить небольшую по размеру игрушку; в уголок кукол приобрести постельные принадлежности: подушку и наволочку, одеяло и пододеяльник. Полезны и наборы профессиональной одежды и инструментов. Например: белый халат или шапочка и инструменты врача: градусник, шпатель, шприц. Многим детям нравятся игры с конструкторами, мозаикой и строительными наборами. Ребенок в совместных играх учится сооружать несложные постройки: дорожки разной длины и ширины, башенки из 2—4 кубиков, лесенки из 2—3 ступенек, домик, ворота, мост, предметы мебели: кроватку, стол, стульчик.
Черты игры приобретает и изобразительная деятельность: лепка и рисование.
Ребенку важен не результат, а сам процесс «делания», который сопровождается эмоционально-комментирующей речью, как бы дополняющей и завершающей само изображение (поделку). Так же, как и в игре, во время рисования возникает воображаемая ситуация «как будто», в которой переживаются и отражаются, преломляясь в зеркале индивидуального восприятия, значимые или интересные для ребенка темы-ситуации. Рисунки-каракули совсем непохожи на реальные предметы, поэтому не стоит оценивать их качество и изобразительные умения ребенка. Это может только обидеть малыша. От взрослого ожидается эмоциональное соучастие.
Как только в своих случайных рисунках ребенок сам начнет видеть реальные предметы (ассоциативные образы), появится стремление повторять изображение. Это начало целеполагания и переход деятельности на другую ступень — рисования по замыслу.
Важно!
Основное отличие рисования по замыслу (с целью) от случайного чирканья карандашом в том, что ребенок заранее знает, что будет рисовать, и чаще всего он проговаривает это вслух.
Например: «Нарисую лошадку!». Правда, этот первоначальный замысел по ходу работы может меняться, а иногда просто забываться, но постепенно ребенок научится не только удерживать цель, но и следовать ей. Сами же рисунки не будут иметь каких-то существенных отличий, так как технические умения еще очень несовершенны.
Возникновение целеполагания позволяет взрослому перейти к обучению приемам рисования и лепки. Основным приемом обучения будет показ с сопроводительной речью. Например: «Покажите, как рисовать травку, дорожку, солнышко, мячик». Ребенку нужно помочь освоить способы изображения: карандашом и краской наносить короткие штрихи; проводить в разных направлениях длинные и короткие, прямые и наклонные линии; передавать круглую форму в рисовании и лепке; закрашивать карандашом готовое графическое изображение на бумаге. Обратите особое внимание на обучение ребенка умению держать карандаш и кисть*. Если ребенка не учить перечисленным умениям и навыкам, он может задержаться на стадии рисования каракуль и лепке комочков. При обучении старайтесь поддерживать инициативу малыша, а не заменять ее своей.
К 3 годам ребенок:
-
проявляет интерес к рисованию (лепке);
-
может заниматься рисованием и лепкой по собственной инициативе;
-
может рассказать о своем рисунке или поделке;
-
начинает рисовать изображение, узнаваемое другими людьми;
-
может изображать отдельные предметы и явления с помощью
-
мазков, штрихов, цветовых пятен;
-
знает, где лежат краски, карандаши, пластилин, бумага;
-
рассматривает в книгах иллюстрации;
-
убирает материал на место, моет руки.
Ребенок будет стараться брать карандаш кулачком, будет сильно нажимать. Требуется время, чтобы он научился брать его тремя пальцами, держал карандаш большим и средним, сверху придерживая указательным. Первое время ребенок будет менять постановку пальцев, будьте терпеливы, поправляйте захват по мере надобности, но так, чтобы не отбить желание рисовать. Кисть также надо учить держать тремя пальцами, выше железного наконечника, а также учить умениям: снимать о край баночки лишнюю краску, промывать кисть после рисования и осушать ее, прижимая к салфетке.
Статья подготовлена учителем-дефектологом Трефиловой Ю.А.
|