Среда    22.11.2017    23:08  

Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

Развитие навыков игры и рисования
09.01.2017, 17:57

Развитие навыков игры и рисования

 




На третьем году жизни игры малышей так же просты и незатей­ливы. Их сюжеты отражают простые бытовые процессы и различ­ные действия: кормление, одевание, умывание, укладывание игруш­ки спать. Любимой игрушкой и у мальчиков и у девочек является кукла или другая образная игрушка, ее заменяющая, например миш­ка, зайчик. Выбор темы игры, так же как и в предыдущий период, определяет предметная игровая ситуация (сюжетное размещение иг­рушек). Малыша надо учить играть. Самый эффективный способ такого обучения — это совместная игра. Например: взрослый со­здает в игровом уголке ситуацию «купание куклы» и сам начинает играть, обязательно сопровождая свои действия пояснительной ре­чью. Малыш либо сразу же присоединится к игре, либо станет на­блюдать и в этот же день будет играть в такую игру самостоятельно. При накоплении игрового опыта ребенок начнет связывать в игре 2—3 последовательных действия. Например: приготовление пищи — кормление — прогулка.

Если ребенок испытыва­ет затруднения в построении цепочки действий, надо по­мочь ему советом. Напри­мер: малыш изо дня в день укладывает куклу спать. Предложите сначала с ней погулять или покормить ее. Также стоит учить ребен­ка условным действиям с игрушками, которые всегда включают в себя два плана: то, что ребенок делает фак­тически, и то, что это дей­ствие означает, какой смысл оно имеет. Например: в иг­ровой ситуации «кормление куклы» условное действие может осуществляться с по­мощью игрушечной ложки, предмета, заменяющего ложку (палочка), воображаемой ложки. Сначала надо научить ребенка условным действиям с предметами-игрушками, а затем постепенно вводить в игру предметы-заместители.

В качестве заместителей игрушек можно использо­вать детали строительного набора, веревки, палочки, шишки. Для введения заме­стителей в игру надо создать игровую ситуацию, в кото­рой не хватает нужной иг­рушки. Например: кукла за­болела, а градусника нет. Предмет-заместитель дол­жен сочетаться с сюжетной игрушкой. Например: са­лат — полоски бумаги на игрушечной тарелке.

Постепенно в игры следу­ет вводить воображаемые предметы.
Например: каша, вода.


К 3 годам в ролевой игре ребенок научится:

  • строить сюжет игры из 2—3 действий;

  • использовать в игре игрушки, предметы-заместители;

  • пояснять свои действия с предметами-заместителями, напри­мер: «Что это у тебя за палочка?» — спрашивает взрослый, малыш отвечает: «Это градусник»;

  • поддерживать и продолжать игру взрослого с игрушкой;

  • играть рядом со сверстником, но со своей игрушкой.


Для развития игры стоит расширить список предлагаемых игру­шек. Желательно теперь покупать более детальные игрушки. На­пример: в машине открывается дверь, и в нее можно посадить не­большую по размеру игрушку; в уголок кукол приобрести постель­ные принадлежности: подушку и наволочку, одеяло и пододеяль­ник. Полезны и наборы профессиональной одежды и инструментов. Например: белый халат или шапочка и инструменты врача: градус­ник, шпатель, шприц. Многим детям нравятся игры с конструкторами, мозаикой и строительными наборами. Ребенок в совместных играх учится со­оружать несложные постройки: дорожки разной длины и ширины, башенки из 2—4 кубиков, лесенки из 2—3 ступенек, домик, ворота, мост, предметы мебели: кроватку, стол, стульчик.

Черты игры приобретает и изобразительная деятельность: лепка и рисование.

Ребенку важен не результат, а сам процесс «делания», который сопровождается эмоционально-комментирующей речью, как бы дополняющей и завершающей само изображение (поделку). Так же, как и в игре, во время рисования возникает воображаемая ситуация «как будто», в которой переживаются и отражаются, преломляясь в зеркале индивидуального восприятия, значимые или интересные для ребенка темы-ситуации. Рисунки-каракули совсем непохожи на ре­альные предметы, поэтому не стоит оценивать их качество и изоб­разительные умения ребенка. Это может только обидеть малыша. От взрослого ожидается эмоциональное соучастие.

Как только в своих случайных рисунках ребенок сам начнет ви­деть реальные предметы (ассоциативные образы), появится стрем­ление повторять изображение. Это начало целеполагания и переход деятельности на другую ступень — рисования по замыслу.
 


Важно!

Основное отличие рисования по замыслу (с целью) от случайного чирканья карандашом в том, что ребенок заранее знает, что будет рисовать, и чаще всего он проговаривает это вслух.

Например: «Нарисую лошадку!». Правда, этот первона­чальный замысел по ходу работы может меняться, а иногда про­сто забываться, но постепенно ребенок научится не только удер­живать цель, но и следовать ей. Сами же рисунки не будут иметь каких-то существенных отличий, так как технические умения еще очень несовершенны.

Возникновение целеполагания позволяет взрослому перейти к обучению приемам рисования и лепки. Основным приемом обуче­ния будет показ с сопроводительной речью. Например: «Покажите, как рисовать травку, дорожку, солнышко, мячик». Ребенку нужно помочь освоить способы изображения: карандашом и краской на­носить короткие штрихи; проводить в разных направлениях длин­ные и короткие, прямые и наклонные линии; передавать круглую форму в рисовании и лепке; закрашивать карандашом готовое гра­фическое изображение на бумаге. Обратите особое внимание на обучение ребенка умению держать карандаш и кисть*. Если ребен­ка не учить перечисленным умениям и навыкам, он может задер­жаться на стадии рисования каракуль и лепке комочков. При обу­чении старайтесь поддерживать инициативу малыша, а не заменять ее своей.



К 3 годам ребенок:

 

  • проявляет интерес к рисованию (лепке);

  • может заниматься рисованием и лепкой по собственной иници­ативе;

  • может рассказать о своем рисунке или поделке;

  • начинает рисовать изображение, узнаваемое другими людьми;

  • может изображать отдельные предметы и явления с помощью

  • мазков, штрихов, цветовых пятен;

  • знает, где лежат краски, карандаши, пластилин, бумага;

  • рассматривает в книгах иллюстрации;    

  • убирает материал на место, моет руки.


Ребенок будет стараться брать карандаш кулачком, будет сильно нажимать. Требуется время, чтобы он научился брать его тремя пальцами, держал карандаш большим и средним, сверху придер­живая указательным. Первое время ребенок будет менять постановку пальцев, будьте терпеливы, поправляйте захват по мере надобности, но так, чтобы не отбить желание рисовать. Кисть также надо учить держать тремя пальцами, выше железного наконечника, а также учить умениям: снимать о край баночки лишнюю краску, промывать кисть после рисования и осушать ее, прижимая к салфетке.

Статья подготовлена учителем-дефектологом Трефиловой Ю.А.
 


Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки | Теги: рисование
Просмотров: 43 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar