Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

Возрастные показатели эмоционально-социального развития у малыша
12.01.2022, 15:21

Возрастные показатели

эмоционально-социального развития

у малыша




1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца

  • Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
  • Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.
  • Недоволен:
    - при слове "нельзя",
    - резким тоном голоса взрослого,
    - при неумении выполнить желаемое действие.
  • Радуется приходу близкого человека.
  • Подражает мимике взрослого.
  • Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
  • Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
  • Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
  • Проявляет интерес к картинкам в книжках.
  • Улыбается, подпрыгивает, "подпевает" или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.
     


1 год 4 месяца - 1 год 6 месяцев

  • Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
  • Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.
  • Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.
  • Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).
  • Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
  • Эмоционально реагирует на другого ребенка.
  • Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.
  • Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.
  • Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
  • Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть - "больно", дотронуться до батареи - "горячо").
  • Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.
  • Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
  • Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
  • Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
  • Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
  • Удивляется, пугается неожиданного, нового.
  • Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.
  • Проявляет интерес к играм других детей.
  • Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
  • Эмоционально напряжен при неумении.
  • Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
  • Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
  • Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок.
 

1 год 7 месяцев - 1 год 9 месяцев

  • Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
  • Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):
       - по показу,
       - по просьбе взрослого,
       - редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.
  • Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
  • Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").
  • Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
  • Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
  • Интересуется действиями других детей.
  • Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
  • Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
  • Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
  • Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
  • Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
  • Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
  • С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку

 

1 год 10 месяцев - 2 года

  • Поведение спокойное, уравновешенное.
  • Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
  • Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
  • Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.
  • При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения.
  • Скучает при расставании с мамой.
  • Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.
  • Напряжен в незнакомой обстановке.
  • Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
  • Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными "высказываниями", мимикой.
  • Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
  • Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.
  • Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
  • Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
  • Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.

 

2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев

 

  • Эмоциональное, активное, деятельное состояние.
  • Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
  • Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
  • Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.
  • Кричит, жестикулирует, капризничает:
     - при нежелании выполнить просьбу взрослого,
     - подражая близкому человеку, другому ребенку,
     - для привлечения внимания.
  • Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.
  • Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
  • Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
  • Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
  • Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
  • Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.
  • Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
  • Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).
  • Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.
  • Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
  • С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
  • Эмоционально предвосхищает результаты:
     - собственного действия,
     - действия взрослого.
  • Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:
     - по примеру взрослого,
     - по собственной инициативе (редко).
  • Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого).
  • Спокойно относится к указаниям: "Собери игрушки", "это можно", "этого нельзя". Понимает слова: "хорошо", "плохо"

 

2 года 7 месяцев - 3 года

  • Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.
  • Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.
  • Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
  • Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях - весело; при болезни - неприятно, плохо.
  • Бывает эмоционально сдержан при указаниях: "нужно", "надо", "подожди" и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).
  • Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.
  • Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать).
  • Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия.
  • Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.
  • Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
  • Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни.
  • Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
  • Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
  • Начинает чувствовать красоту.
  • Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.
  • Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.
  • Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.
  • Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.
  • Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.
  • Оценивает взрослых ("плохой", "хороший") в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.
  • Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).
  • Не всегда может оценить доброту или понять наказание.
  • Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.
  • Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).
 

3 года - 4 года

  • Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
  • Проявляет инициативу, независимость.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
  • Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
  • Любознателен, любопытен.
  • Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
  • Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
  • Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
  • Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
  • Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
  • Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
  • Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
  • Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
  • Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
  • Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
  • Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
  • Могут возникать страхи, боязнь темноты.
  • Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
  • Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
  • Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки - различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
  • Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
  • Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
  • Проявляет интерес к рисованию, лепке.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
  • Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
  • Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
  • Огорчается при неумении что-то сделать.
  • Радуется своим умелым действиям, когда получается.
  • Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
  • Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
  • Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
  • Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
  • Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
  • Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
  • Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
  • Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
  • Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
  • Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
  • Выражает симпатию к некоторым детям.
  • Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
     

Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки
Просмотров: 552 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar