Возрастные показатели
эмоционально-социального развития
у малыша
1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца
- Улыбается, радуется, действуя с игрушкой, особенно с любимой.
- Радуется заводным игрушкам, веселым играм со взрослым.
- Недоволен:
- при слове "нельзя",
- резким тоном голоса взрослого,
- при неумении выполнить желаемое действие.
- Радуется приходу близкого человека.
- Подражает мимике взрослого.
- Подражает мимике, игровым движениям, жестам сверстника.
- Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях.
- Плачет, настораживается при появлении незнакомого человека.
- Улыбается, узнавая фотографию близкого человека.
- Проявляет интерес к картинкам в книжках.
- Улыбается, подпрыгивает, "подпевает" или спокойно прислушивается к звукам музыки, к песенке.
1 год 4 месяца - 1 год 6 месяцев
- Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.
- Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.
- Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.
- Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).
- Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.
- Эмоционально реагирует на другого ребенка.
- Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.
- Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.
- Легко поддается переключению внимания (отвлечению).
- Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть - "больно", дотронуться до батареи - "горячо").
- Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.
- Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.
- Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.
- Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.
- Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.
- Удивляется, пугается неожиданного, нового.
- Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.
- Проявляет интерес к играм других детей.
- Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.
- Эмоционально напряжен при неумении.
- Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
- Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.
- Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок.
1 год 7 месяцев - 1 год 9 месяцев
- Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
- Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):
- по показу,
- по просьбе взрослого,
- редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.
- Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
- Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").
- Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
- Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
- Интересуется действиями других детей.
- Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
- Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
- Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
- Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
- Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
- Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
- С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку
1 год 10 месяцев - 2 года
- Поведение спокойное, уравновешенное.
- Радостно настроен, постоянно интересуется окружающим.
- Подражает взрослым в ситуациях радости, огорчения, тревоги, безразличия.
- Эмоционально чуток к разным интонациям голоса взрослого: спокоен, встревожен, доволен.
- При общении с близким взрослым использует эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения.
- Скучает при расставании с мамой.
- Проявляет наибольший эмоциональный интерес к взрослому, играющему с ним.
- Напряжен в незнакомой обстановке.
- Эмоционально контактирует со сверстником: привлекает внимание мимикой, жестами, возгласами, заглядыванием в глаза.
- Самостоятельные игровые действия сопровождает эмоционально выразительными "высказываниями", мимикой.
- Получает эмоциональное удовлетворение от действий с игрушками.
- Радуется или огорчается в связи с умелыми или неумелыми игровыми самостоятельными действиями.
- Обижается, делает недовольное лицо в ответ на наказание, запрет.
- Эмоционально различно реагирует на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
- Проявляет эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.
2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев
- Эмоциональное, активное, деятельное состояние.
- Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
- Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.
- Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.
- Кричит, жестикулирует, капризничает:
- при нежелании выполнить просьбу взрослого,
- подражая близкому человеку, другому ребенку,
- для привлечения внимания.
- Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.
- Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.
- Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.
- Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.
- Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
- Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.
- Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.
- Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).
- Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.
- Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.
- С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.
- Эмоционально предвосхищает результаты:
- собственного действия,
- действия взрослого.
- Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:
- по примеру взрослого,
- по собственной инициативе (редко).
- Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого).
- Спокойно относится к указаниям: "Собери игрушки", "это можно", "этого нельзя". Понимает слова: "хорошо", "плохо"
2 года 7 месяцев - 3 года
- Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.
- Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.
- Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
- Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях - весело; при болезни - неприятно, плохо.
- Бывает эмоционально сдержан при указаниях: "нужно", "надо", "подожди" и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).
- Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.
- Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать).
- Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия.
- Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.
- Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
- Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни.
- Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
- Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
- Начинает чувствовать красоту.
- Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.
- Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.
- Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.
- Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.
- Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.
- Оценивает взрослых ("плохой", "хороший") в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.
- Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).
- Не всегда может оценить доброту или понять наказание.
- Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.
- Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).
3 года - 4 года
- Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
- Проявляет инициативу, независимость.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
- Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
- Любознателен, любопытен.
- Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
- Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
- Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
- Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
- Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
- Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
- Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
- Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
- Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
- Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
- Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
- Могут возникать страхи, боязнь темноты.
- Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
- Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
- Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки - различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
- Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
- Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
- Проявляет интерес к рисованию, лепке.
- Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
- Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
- Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
- Огорчается при неумении что-то сделать.
- Радуется своим умелым действиям, когда получается.
- Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
- Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
- Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
- Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
- Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
- Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
- Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
- Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
- Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
- Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
- Выражает симпатию к некоторым детям.
- Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.
|