Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

Возрастные показатели развития сенсорики у малыша
29.01.2015, 08:29

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца

  • Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием: подражая действиям взрослого, самостоятельно.
  • Открывает и закрывает крышечки: по подражанию, в самостоятельной игре.
  • Ставит один кубик на другой (по подражанию).
  • Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: (кормит, вытирает, причесывает). Выполняет по отдельности два-три действия: по подражанию, в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана), по просьбе взрослого.
  • Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.
  • Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.
  • Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.


1 год 4 месяца - 1 год 6 месяцев

 

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа.
  • Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого.
  • Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов).
  • Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом).
  • Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.

Игровые действия:

  • Самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку).
  • Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит): по подражанию, по собственной инициативе.
  • Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками: по подражанию, по просьбе взрослого, по собственной инициативе.
  • Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: "читает", как папа, "готовит уроки", как сестра.

 

1 год 7 месяцев - 1 год 9 месяцев

 

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
  • Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
  • Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
  • Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
  • Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
  • Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
  • Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.

Игровые действия:

  • Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу): по показу взрослого, по просьбе взрослого, в самостоятельной игре.
  • Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
  • Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
  • Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
  • Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.

 

1 год 10 месяцев - 2 года

 

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия.
  • Ориентируется в трех величинах одной формы (большой - поменьше - маленький); находит по просьбе взрослого.
  • Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьшения.
  • Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по одному или по два кольца каждой величины.
  • Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).
  • "Рисует" линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.
  • Сгибает лист бумаги.

Игровые действия (отобразительные):

  • Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает). Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.

 

2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев


Отличие предметов по форме, величине, цвету:

  • Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
  • Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
  • Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).
  • Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.
  • Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
  • В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

  • Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.
  • Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители. Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину): по просьбе взрослого, без показа, по подражанию.
  • Подражает действию близкого взрослого (бытовому). "Роль" не берет.
  • Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.): по просьбе взрослого, по образцу, самостоятельно.
  • Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

 

2 года 7 месяцев - 3 года


Отличие предметов по цвету, форме, величине:

  • Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках; подбирает: по образцу, по просьбе взрослого.
  • Может назвать правильно 1-2 цвета.
  • Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
  • Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
  • Ориентируется в различных по величине формах.
  • Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
  • Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки - из 3-4 составляющих (по показу).
  • Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
  • Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
  • Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.
  • Узнает, что нарисовал (или вылепил).

Игровые действия (сюжетная игра):

  • Подражает своему полу: девочка - маме, мальчик - папе (в самостоятельной игре).
  • Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия). Выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль): по предложению взрослого, без показа, в самостоятельной игре.
  • Начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий).
  • Подражает игровым действиям другого ребенка. Использует несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).
  • Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор (конструктивная деятельность): по просьбе взрослого, в самостоятельной игре, по образцу.
  • Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками.
  • Экспериментирует в игре.
  • Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

 

3 года - 4 года


Отличие предметов по признакам:

  • Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
  • Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
  • Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
  • Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
  • Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
  • Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
  • Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний - между ними.
  • Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
  • Составляет картинку из двух частей (на занятии).
  • Подбирает мозаику к несложному рисунку.
  • Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
  • Подражает письму взрослого (имитирует).
  • К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
  • Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
  • Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
  • Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
  • Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
  • Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

  • Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
  • Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
  • Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
  • Подражает другим детям (в любых играх).
  • Выполняет правила в подвижных играх.
  • Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
  • Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Статья представлена: методист, учитель-дефектолог Трефилова Ю.А.

Используемая литература:

  • Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003
  • Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1979
  • Янушко Я.А. Сенсорное развитие деетй раннего возраста (1 - 3 года). М.: "Мозайко-синтез", 2009

 
 

Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки
Просмотров: 453 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar