1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца
- Снимает и нанизывает на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием: подражая действиям взрослого, самостоятельно.
- Открывает и закрывает крышечки: по подражанию, в самостоятельной игре.
- Ставит один кубик на другой (по подражанию).
- Производит разные действия с одной знакомой образной игрушкой: (кормит, вытирает, причесывает). Выполняет по отдельности два-три действия: по подражанию, в самостоятельных играх (если игровая ситуация создана), по просьбе взрослого.
- Подражает игровым действиям сверстника: похлопывает, сыплет, ломает, тянет.
- Прокатывает мяч (шарик), толкает вперед игрушку на колесах.
- Самостоятельно закрывает-открывает двери, включает радио, телевизор, выдвигает ящички и т. п.
1 год 4 месяца - 1 год 6 месяцев
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
- Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа.
- Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого.
- Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов).
- Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом).
- Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.
Игровые действия:
- Самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку).
- Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит): по подражанию, по собственной инициативе.
- Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками: по подражанию, по просьбе взрослого, по собственной инициативе.
- Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: "читает", как папа, "готовит уроки", как сестра.
1 год 7 месяцев - 1 год 9 месяцев
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
- Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
- Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
- Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
- Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
- Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
- Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
- Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.
Игровые действия:
- Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу): по показу взрослого, по просьбе взрослого, в самостоятельной игре.
- Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
- Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
- Подражает двум-трем игровым действиям сверстников.
- Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.
1 год 10 месяцев - 2 года
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
- Ориентируется в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различает, соотносит конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани пособия.
- Ориентируется в трех величинах одной формы (большой - поменьше - маленький); находит по просьбе взрослого.
- Определяет каждый раз большой и маленький предметы из пяти-шести, расположенных по степени уменьшения.
- Собирает двух- или трехразмерную пирамидку, нанизывая на стержень по одному или по два кольца каждой величины.
- Ориентируется в трех-четырех цветах. Находит такой же цвет, как на образце (по просьбе взрослого).
- "Рисует" линии прямые и округлые, может назвать, что изображает.
- Сгибает лист бумаги.
Игровые действия (отобразительные):
- Отображает жизненные действия в игре, пользуется предметами-заместителями (кормит, возит, баюкает). Воспроизводит из кубиков несложные постройки (башня, дорожка, стол, стул, кровать, ворота, забор) после показа.
2 года 1 месяц – 2 года 6 месяцев
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
- Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).
- Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).
- Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).
- Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.
- Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).
- В рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.
Игровые действия (сюжетно-отобразительные):
- Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку.
- Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители. Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину): по просьбе взрослого, без показа, по подражанию.
- Подражает действию близкого взрослого (бытовому). "Роль" не берет.
- Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.): по просьбе взрослого, по образцу, самостоятельно.
- Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
2 года 7 месяцев - 3 года
Отличие предметов по цвету, форме, величине:
- Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках; подбирает: по образцу, по просьбе взрослого.
- Может назвать правильно 1-2 цвета.
- Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
- Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
- Ориентируется в различных по величине формах.
- Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
- Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки - из 3-4 составляющих (по показу).
- Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
- Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
- Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.
- Узнает, что нарисовал (или вылепил).
Игровые действия (сюжетная игра):
- Подражает своему полу: девочка - маме, мальчик - папе (в самостоятельной игре).
- Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия). Выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль): по предложению взрослого, без показа, в самостоятельной игре.
- Начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий).
- Подражает игровым действиям другого ребенка. Использует несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).
- Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор (конструктивная деятельность): по просьбе взрослого, в самостоятельной игре, по образцу.
- Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками.
- Экспериментирует в игре.
- Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).
3 года - 4 года
Отличие предметов по признакам:
- Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
- Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
- Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
- Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
- Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
- Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
- Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
- Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний - между ними.
- Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
- Составляет картинку из двух частей (на занятии).
- Подбирает мозаику к несложному рисунку.
- Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
- Подражает письму взрослого (имитирует).
- К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
- Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
- Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
- Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
- Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
- Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.
Игровые действия (начало ролевой игры):
- Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
- Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
- Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
- Подражает другим детям (в любых играх).
- Выполняет правила в подвижных играх.
- Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
- Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.
Статья представлена: методист, учитель-дефектолог Трефилова Ю.А.
Используемая литература:
- Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003
- Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М., 1979
- Янушко Я.А. Сенсорное развитие деетй раннего возраста (1 - 3 года). М.: "Мозайко-синтез", 2009
|