Возрастные показатели малыша
в возрасте 1 год 1 мес. - 1 год 3 мес.
(составлено К.Л.Печорой и Г.В.Пантюхиной)
1. Понимание речи
Понимание речи – понимание названия окружающих предметов, действий и движений. Запас понимаемых слов быстро расширяется.
Понимание ребенком названий окружающих предметов
№ 1.
материал |
3 - 4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака) |
методика |
- ситуация, специально подготовленная.
- перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета.
- на вопрос взрослого: “Где ...?”,— ребенок должен отыскать все предметы.
- после этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.
|
помощь ребенку |
- если ребенок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку и спрашивает: «Где…?».
- при отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет ее.
- можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех 4.
|
поведение ребенка |
- по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
|
оценка |
выполнено - если ребенок выбирает не менее 3 предметов.
не выполнено – не понимает названия окружающих предметов. |
№ 2.
материал |
предметы одежды, обуви |
методика |
- ситуация естественная, при общении с ребенком в группе.
- ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.
|
помощь ребенку |
- если ребенок не ищет предметы или ошибается, взрослый предлагает вместе поискать их, подводит его к шапке, просит найти ее;
- если поиска нет, подводит ребенка к платью, затем – к штанишкам.
- можно найти с ребенком два предмета из четырех;
- затем раскладывают на видных местах и предлагают ребенку найти их.
|
поведение ребенка |
- по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой
|
оценка |
выполнено - если ребенок находит не менее 3 предметов;
не выполнено – не находит и не понимает названий окружающих предметов. |
Понимание ребенком действий
материал |
сюжетная игрушка, тарелка, кроватка. |
методика |
- ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: “Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку”.
|
помощь ребенку |
- если ребенок не выполняет действия или не может их выполнить, взрослый показывает эти действия, а затем просит ребенка выполнить: «Положи спать куклу», «Дай попить кукле».
|
поведение ребенка |
- выполняет действия по просьбе взрослого, сам или при помощи взрослого
|
оценка |
выполнено - выполняет действия по просьбе взрослого, сам или при помощи взрослого;
не выполнено – не выполняет действия по просьбе взрослого. |
Ребенок ориентируется в помещении группы
методика |
- ситуация естественная;
- при проведении режимных процессов, организации игры ребенку предлагается выполнить следующие действия: «Покажи, где у нас рыбки», «Найди, где часы», «Иди мыть руки».
|
поведение ребенка |
- выполняет не менее трех поручений взрослого
|
оценка |
выполнено – если ребенок решает все три задачи;
не выполнено – не ориентируется в группе. |
2. Активная речь
Активная речь: пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.
методика |
- ситуация естественная;
- наблюдение за ребенком ведется во время самостоятельной деятельности в течение 20 мин.
|
помощь ребенку |
- если ребенок во время игры не произносит звуков и лепетных слов, взрослый вызывает у него удивление, радость: «Посмотри, вот кукла – ляля, ай! Нет ляли. Поищи, где ляля. А, вот она!»;
- после показа взрослый продолжает наблюдение, поддерживая интерес ребенка к игрушкам.
|
поведение ребенка |
- разнообразно лепечет сам или после игры со взрослым, пользуется облегченными словами («дай, бах, ав-ав, ляля»).
|
оценка |
выполнено – употребляет лепетные и облегченные слова (перечислить _______________________
____________________________________________________________________________________)
не выполнено – не лепечет, не пользуется облегченными словами. |
3. Сенсорное развитие
Сенсорное развитие – ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.
материал |
Кубы – вкладыши (длина ребра большого куба 10 см, малого – 7 см.) |
методика |
- ситуация, специально подготовленная;
- ребенок сидит за столом;
- перед ним выкладывают маленький куб из большого;
- предлагают положить куб обратно (вложить маленький в большой)
|
поведение ребенка |
- вкладывает маленький куб в большой (при этом он может несколько раз, но не более 3 раз, повторить действие)
|
4. Игра и действия с предметами
Игра и действия с предметами – воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, строит машину или дом, нанизывает кольца на стержень)
№ 1.
материал |
Кукла, тарелочка |
методика |
- ситуация, специально подготовленная;
- перед ребенком раскладывают перечисленные предметы и предлагают задание – покормить куклу.
|
помощь ребенку |
- если ребенок затрудняется, ему можно показать
|
поведение ребенка |
- подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого
|
примечание |
- данное задание можно не проверять, если ребенок выполнил его при выявлении понимания речи
|
№ 2.
материал |
2 кирпичика, 2 кубика |
методика |
- ситуация, специально подготовленная;
- ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину "би-би" или построить дом.
|
помощь ребенку |
- если ребенок затрудняется, ему можно показать
|
поведение ребенка |
- самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика “машину”, двигает ее, воспроизводя движение машины, или кладет один кубик на другой — строит дом
|
№ 3.
материал |
стержень с 4—5 кольцами (одной величины) |
методика |
- ребенку предлагается надеть кольца на стержень
|
поведение ребенка |
- надевает кольца на стержень
|
оценка |
выполнено - если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого
не выполнено – не выполняет действия по просьбе взрослого. |
5. Движения
Движения - ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).
методика выявления |
- ситуации естественная (наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности).
|
поведение ребенка |
- выполняет указанные движения
|
6. Навыки
Навыки - самостоятельно ест густую пищу ложкой
методика выявления |
- ситуация естественная (процесс кормления)
|
поведение ребенка |
- самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки;
- при этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.
|
|