Возрастные показатели малыша
в возрасте 2 год 1 мес. - 2 года 6 мес.
(составлено К.Л.Печорой и Г.В.Пантюхиной)
1. Понимание речи
Понимание обращенной речи: понимание слов, обозначающих предметы, действия и признаки:
Игрушки (кукла, мишка, мяч, юла, зайка) |
Посуда (чашка, тарелка, ложка) |
Одежда (шапка, пальто, ботинки, платье, штанишки, рубашка) |
Мебель (стол, стул, шкаф, кровать) |
Части тела (глаза, рот, нос, щеки, лоб) |
Домашние животные (собака, кошка, петух, лошадь, корова) |
Транспорт (машина, автобус, поезд, самолет) |
Фрукты (яблоко, апельсин, слива) |
Овощи (морковь, огурец, помидор) |
Части тела животного (голова, ноги, хвост, глаза, усы) |
Действия (одеваться, есть, пить, улыбаться, играть, строить, кататься, мыть, гладить, лечить) |
Прилагательные, обозначающие величину, цвет и вкус (большой, маленький, длинный, короткий, красный, синий, желтый, зеленый, сладкий, кислый) |
Наречия (близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно, светло) |
Понимание предложно-падежных конструкций и предлогов(«за», «по», «до», «над») – 2 года 6 мес.
материал |
шарик, кубик, коробка с крышкой, мебель группы: стол, стул, горка |
методика |
- ребенку предлагается выполнить поручения
|
Понимание единственного и множественного числа прилагательного – 2 года 6 мес.
материал |
Картинки: синий флажок, синие флажки; красный флажок, красные флажки; красный кубик, красные кубики; большой кубик, большие кубики |
методика |
- ребенку предлагают найти большой кубики и большие кубики
|
оценка |
выполнено – находит необходимые картинки
не выполнено – не понимает, не находит
|
Понимание настоящего и прошедшего времени глагола – 2 года 6 мес.
методика |
- беседа с ребенком о том, что он делал или будет делать
|
оценка |
выполнено – понимает настоящее и прошедшее время
не выполнено – не понимает времен глагола
|
2. Слуховое внимание и фонематический слух: различение слов, близких по звучанию (2 года 6 мес)
материал |
Картинки: мышка – мишка, стол – стул, усы – уши, ежата – мышата, коса - коза |
методика |
- ребенку предлагают найти необходимую картинку
|
оценка |
выполнено – правильно находит картинки, различает слова, близкие по звучанию
|
3. Активная речь
Говорит многословными предложениями (более 3 слов)
методика |
- ситуация естественная
- взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов).
|
оценка |
выполнено – в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3. слов)
образцы многословных предложений ________________________________________________________________
характер аграмматизма в предложении ___________________________________________________________
не выполнено – не говорит многословными предложениями
|
Практическое употребление родительного падежа (2 года 6 мес.)
Практическое употребление дательного падежа (2 года 6 мес.)
Практическое употребление творительного падежа (2 года 6 мес.)
Практическое употребление единственного и множественного числа существительного (2 года 6 мес.)
Практическое употребление возвратных глаголов (2 года 6 мес.)
Практическое употребление единственного и множественного числа глагола (2 года 6 мес.)
Появляются вопросы: “Где?, Куда?”. (2 года 1 мес. – 2 года 6 мес.)
методика |
- ситуация естественная
- взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов или самостоятельной деятельности) в течение 20-30 мин.
|
поведение ребенка |
- хотя бы раз задает вопрос: “Где?” или “Куда?”.
|
оценка |
выполнено – не появляются вопросы в речи ребенка
|
Слоговая структура слова
Слоговая структура слова - употребление двухсложных слов типа: «лимон, батон»: /
4. Сенсорное развитие
Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале
материал |
два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус) |
методика |
- ситуация, специально подготовленная,
- взрослый показывает ребенку одну из геометрических фигур и просит дать такую же.
|
оценка |
выполнено - правильно дает взрослому соответствующую фигуру.
|
Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов
материал |
цветное лото, в котором имеются 4 фона основных цветов, и карточки с изображением разнообразных предметов 4 цветов (брать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались). |
методика |
- ситуация, специально подготовленная,
- взрослый раздает ребенку фоны 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 основных цвета (цвет чередует), спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.
|
оценка |
выполнено - правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.
|
5. Игра
Игра - носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2—3).
материал |
пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры. |
методика |
- ситуация, специально подготовленная
- подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр
- игрушки разложены в неподсказывающей ситуации.
|
оценка |
выполнено - развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.
|
6. Конструктивная деятельность
Конструктивная деятельность - самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.
материал |
строительный материал разнообразной геометрической формы (10—14 шт.). |
методика |
- ситуация провоцирующая
- специально организованное занятие со строительным материалом
- ребенку даются разнообразные геометрические фигуры и предлагается что-либо построить.
|
оценка |
выполнено - делает 1—2 простые сюжетные, постройки, обязательно называет их, Постройка должна быть похожа на называемый предмет
|
7. Навыки
Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки
методика |
- ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).
|
оценка |
выполнено - самостоятельно надевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.
|
Ест аккуратно
методика |
- ситуация естественная (во время кормления).
|
оценка |
выполнено - ест аккуратно, не пачкает одежду не оставляет грязь на столе
|
8. Движения
Движения - перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20—28 см.
материал |
палка или веревка. |
методика |
- ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20—28 см.
|
оценка |
выполнено - перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.
|
|