Главная » Файлы » Отвечаем » Коррекционные занятия

Игры для развития слухового восприятия
[ Скачать с сервера (22.2 Kb) ] 26.09.2014, 12:31
Отвечаем на вопрос от 27.01.12 г. "Об основных этапах работы Службы ранней помощи"

"Игры для малышей

по развитию слухового восприятия"


Вопрос:


- Подскажите, пожалуйста, в какие игры можно поиграть с маленьким ребёнком для развития слухового восприятия?

 

Отвечаем:

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях:

  • с од­ной стороны, развивается восприятие обычных звуков,

  • с другой - восприятие речевых звуков, на базе чего и проис­ходит формирование фонематическо­го слуха.

Оба направления начинают развиваться еще в младенческом воз­расте. Ребенок достаточно рано отли­чает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию. Лепет ребенка - это активное проявление возникновения собственно фонемати­ческого слуха, так как ребенок слушает и повторяет фонемы родного языка.

 

Работа по развитию слухового восприятия пре­дусматривает:

 

1. Развитие слухового внимания

 

  • Развитие умения прислуши­ваться

  • Ориентироваться в простран­стве на слух

  • Различать характер, темп, громкость и длительность звучаний  


2.     Развитие слуховой памяти  

 

Формирование умения опреде­лять путем проб то, что звучало: быто­вые звуки, звучащие музы­кальные инструменты.

 

Для развития слухового внима­ния
используются различные зада­ния (игры).
 

 

1.     Развитие слухового внимания, умения прислушиваться.

 

  • Они должны повер­нуться к находящемуся за их спиной Зайке, который играет на музыкаль­ных инструментах.

  • Им нужно научить­ся реагировать на звуки и совершен­но определенным образом: хлопнуть в ладоши, пока звенит колокольчик, и не хлопать, когда звука нет.

  • Различая характер звучания му­зыкального инструмента, дети должны под звучание бубна - бежать, под определенный стук бубна - шагать и выполнять другие определенные действия по звуковым сигналам.

  • Под громкое звучание дудоч­ки предлагается погреметь погре­мушками, а под тихое - погремушки должны «молчать».

  • Для того чтобы дети научились различать темповый характер звучания инструмента, де­тям предлагается под быстрое зву­чание шарманки быстро помахать флажками, под медленное - медлен­но; хлопнуть в ладошки после долго­го звучания дудочки и не делать это­го после короткого и т.д..

2. Развитие слуховой памяти осу­ществляется при развитии умения путем проб определить, что звучит из набора бытовых звуков.

Дети должны научиться определять, с какой иг­рушкой играл Мишка. Звукосочета­ния «ма-ма» и «э-э-э» символизируют игру с куклой и с собачкой. Наряду и этим детям предлагается повторить и то, что делает взрослый: похлопать в ладоши, потопать ногами, покашлять. В игровой форме воспроизводятся и другие звуки: стук ложкой о края чаш­ки, кастрюли или чайника и т.д.

Дети по звуку определяют, с ка­кой игрушкой играет и Зайка: с ко­локольчиком, погремушкой или не­валяшкой. А с чем играла Кошечка: с музыкальной шкатулкой, дудкой, с погремушкой или со свистком?

 

Работа по развитию фонематиче­ского восприятия
вклю­чает два направления:

 

1.     Развитие тонального слуха.

 

  • В игровых заданиях дети учатся оп­ределять по звуку, с чем играл Мишка: с бумагой или молотком (они называ­ют его или показывают, в зависимости от речевых возможностей детей).

  • Им предлагается сказать: «Ма-ма» (или указать на игрушку), с чем играл Зай­ка: с машинкой, волчком или куклой.

  • Стук ложки о стакан, звук гороха в бан­ке или орехов в мешочке должны стать «ответом» детей, с чем же играла кук­ла.

  • Дети также отгадывают, с чем иг­рал Ежик: с неваляшкой, волчком или погремушкой; с чем играл Петрушка: с погремушкой, свистком, флейтой или музыкальной шкатулкой и др.

Постепенно набор для опреде­ления звучаний увеличивается и расширяется.

2. Развитие речевого слуха

•  В интересной и занимательной форме  дети  учатся:

  • ориен­тироваться в пространстве с учетом звучания голоса другого человека;

  • уз­навать животное по его крику;

  • прислу­шиваться к шепоту, узнавать по голосу сверстников;

  • различать также слова, близкие по их звуковой оболочке.

 

Признаки возможного нарушения слуха

конец 1 мес.

  • В ответ на неожиданный и громкий звук:

— нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений;

— не вздрагивает, не моргает.

конец 2 мес.

  • Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоя­нии полутора метров).

конец 3 мес.

  • Не ищет глазами объект, который издает звуки, не по­ворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания;

  • Не реагирует на музыкальные игрушки.

конец 5 мес.

  • Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

конец 6 мес.

  • Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.

конец 7 мес.

  • Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека.

  • Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

конец 8 мес.

  • Не прислушивается к разговору взрослых.

  • Не замирает, услышав новый звук.

  • Не проявляет интереса к музыке.

  • Не лепечет.

10 – 11 мес.

  • Не реагирует на собственное имя.

  • Не понимает слово «нет», запрета.

  • Не играет с вами в «разговор».

конец 12 мес. и старше

  • Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.

  • Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

  • По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.

  • Не имитирует простые звуки и односложные слова.

  • Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.

  • Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).

  • Не понимает простые обращения.

  • Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.

  • Не пытается говорить.

 

Использованная литература:

  • Жукова О.С., Балобанова В.П. Как помочь ребенку. От рождения до трех лет. - Изд. Дом "Нева" Санкт-Петербург, 2004.

  • Тишкова-Горынина А.В., к.п.н., ст.препод. НОУ СГИ, г.Москва "Развитие фонематического восприятия детей раннего возраста с психоневрологической патологией" (журнал "Современное дошкольное образование", №3 2007 г.)



 

Категория: Коррекционные занятия | Добавил: Истоки
Просмотров: 1031 | Загрузок: 26
Всего комментариев: 0
avatar