Главная » Статьи » Международная НПК ЮНЕСКО (Казань, 2014) |
Коррекция нарушений в развитии у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья через организацию работы с родителями
Статья "Коррекция нарушений в развитии
|
|
Анисимова Л.П., кандидат пед.наук, руководитель
Службы ранней помощи ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр"
г.о.Новокуйбышевск Самарской области
Основное познание мира у малыша в младенчестве и раннем возрасте происходит через общение с родителями. Родители являются основным ориентиром в формировании личности ребёнка и то, как будет расти и развиваться малыш, во многом зависит от них.
По данным Здравоохранения за последний 2012 –2013 учебный год было выявлено более семи тысяч детей. Из них более 45 % имеют патологию в развитии. Помимо медицинских неврологических показателей, отмечается задержка нервно-психического, речевого развития, нарушение слуха, зрения, проблемы в эмоционально-волевой сфере и поведении.
Служба ранней помощи г.о.Новокуйбышевск ориентирована на поддержку родителей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Основная задача специалистов Службы ранней помощи – дать знания родителям, с помощью которых, в дальнейшем, они смогут самостоятельно решать возникающие трудности в воспитании и развитии своего малыша.
Семьям с такими детьми в Службе оказывается специальная помощь в двух основных направлениях: правовая поддержка и коррекционно-консультативная работа с родителями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Правовая поддержка предусматривает информирование родителей о правах и интересах детей с отклонениями в развитии.
Коррекционно-консультационная форма работы носит многоаспектный характер: просвещение, консультирование, психокоррекционная работа. По содержанию все они имеют комплексный характер, так как предполагают решение многих частных аспектов медицинских, психологических и педагогических проблем.
Основные формы коррекционно-консультативной работы с родителями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
- Телефонное интервьюирование родителей специалистом с целью информирования их о возможностях Службы ранней помощи (основных целях работы с семьёй, методах их реализации), при необходимости – записи на первичный приём (диагностику ребёнка) или направление для данной семьи в ту организацию, которая соответствует имеющимся запросам данной семьи.
- Консультирование родителей по результатам проведённой диагностики развития их ребёнка (которые самостоятельно обратились в Службу ранней помощи). За 2012 - 2013 учебный год было проконсультировано 187 семей, прошедших первичный приём в Службе ранней помощи.
- Консультирование родителей по результатам проведённой диагностики развития их ребёнка, организованное в дошкольном учреждении г.о.Новокуйбышевск (116 семей), Волжского района (49 семей) (за 2012 – 2013 учебный год).
- Индивидуальное и подгрупповое консультирование родителей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья по реализации индивидуальной программы развития (составленной специалистом Службы ранней помощи), проведению коррекционной игр и упражнений с ребёнком в домашних условиях. За прошедший учебный год при повторной диагностике выявлено: у учителя-логопеда - 74 % детей с нормой, у учителя-дефектолога – 82 %, у педагога-психолога – 74 % детей с нормой в развитии.
- Индивидуальное и подгрупповое консультирование родителей по проблемам воспитания, развития детей раннего возраста через лекотеку, где помимо консультационного материала от специалистов Службы ранней помощи родители могут взять напрокат новинки методической литературы по воспитанию и развитию детей, дидактические игры, пособие, аудио- и видео- диски с необходимой для них информацией.
- Проведение мастер – классов родителей в клубе «Мамина школа» (с использованием мультимедийного оборудования) с целью обсуждения различных вопросов воспитания и развития малыша, обменом опыта, формированием у родителей уверенного и спокойного стиля воспитания и создания в семье комфортной для ребенка среды. За последний учебный год проведено 29 мастер – классов, где два специалиста Службы ранней помощи проводили информационную работу с родителями, а два других специалиста - с детьми (развивающие игры, упраженения).
- Регулярное ведение блога Службы ранней помощи (по интернету: http://rcsrp.rusedu.net) от Ресурсного центра г.о.Новокуйбышевск, где родители могут ознакомиться со статьями специалистов в разделах: «Консультирует логопед», «Консультирует дефектолог», «Консультирует психолог», «Алгоритмы работы», «Любим рисовать, лепить, творить…», «Для малышей второго года жизни», «Для малышей третьего года жизни», «Отвечаем на вопросы», «Новости, анонсы».
- Выпуск газеты «Ладушки» (один раз в три месяца). Тематика направлена на расширение кругозора родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка раннего возраста. Последние выпуски: «Слуховые аппараты и кое-что ещё…», «Мир кохлеарной имплантации», «Мир в цвете», «Типы воспитания».
- Использование дистанционного обучения с родителями.
- Реализация информационно – просветительской деятельности специалистами Службы ранней помощи:
- стенды для родителей «Обучение с увлечением» по интересующим их вопросам;
- выставки фотографий по реализации игровой деятельности с детьми раннего возраста в процессе реализации коррекционно-консультативной работы с родителями («Изучаем цвета», «Артикуляционная гимнастика», «Рисуем ладошками» и т.д.);
- выставки фотографий по семейному отдыху с детьми («Ах, лето!», «Листопад», «Поиграем», «Зимушка-зима» и т.д.);
- выставки работ детей «Кроха – художник»;
- тематические выставки методической литературы, игровых пособий по интересующим родителей темам;
- предоставление информации о работе Службы ранней помощи с родителями детей раннего возраста через средства массовой информации.
- Анкетирование родителей. В начале проведения коррекционно-консультативной работы с семьёй тематика анкет направлена на выявление потребностей родителей в услугах Службы ранней помощи, в конце – результаты анкетирования позволяют оценить удовлетворённость семьи деятельностью специалистов Службы ранней помощи. Кроме того, проведение анкетирования помогает в уточнении личностных особенностей ребёнка и его семьи (для построения индивидуальной программы развития). По результатам было выявлено следующее:
- для многих родителей посещение Службы ранней помощи являлось компенсацией детского сада (35%) и они желали, чтобы их ребёнок научился общаться со сверстниками и взрослыми (27 %) в процессе реализации групповых игр-занятий;
- большинство родителей (78%) хотели бы посещать индивидуальные консультации, а другие (22%) - подгрупповые;
- после имеющихся затруднений по организации занятий с малышом дома (85%) на начало коррекционной работы, большинство из них (96%) отметили, что получили новые знания, новую информацию и теперь самостоятельно могут заниматься и организовать игры с малышом дома;
- на вопрос «Насколько долго Вы бы хотели посещать занятия» многие родители ответили, что хотели бы посещать занятия в течение года (68%);
- было отмечено, что большинство трудностей в поведении детей (47%) связаны с проблемой гипероопеки в семье ребёнка и низким уровнем самостоятельности, который предоставляют родители детям.
- Информирование родителей детей раннего возраста о межведомственном взаимодействии Службы ранней помощи с учреждениями образования (структурные подразделения «Детский сад» Государственных бюджетных образовательных учреждений (группы для детей до 3 лет) г.о.Новокуйбышевск и Волжского района), здравоохранения (родильный дом, детский поликлиники г.о.Новокуйбышевск), управление по вопросам семьи и демографического развития (Центр диагностики и консультирования, Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Таким образом, взаимодействие с ближайшим окружением ребёнка – семьёй, является неотъемлемой частью эффективного коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи.
Более подробная информация по данной проблеме имеется в выпущенных нашими специалистами пособиях:
- Сазонова С.Н., Пинюгина Е.В., Киселева О.Н «Организация деятельности Службы ранней помощи в структуре дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)». Новокуйбышевск, 2004 г. – 60 с.
- Анисимова Л.П., Сазонова С.Н., Баранова Е.Б., Пинюгина Е.В., Киселева О.Н. «Программно-методическое обеспечение различных форм специальной помощи ребенку раннего (0-3 года) возраста с задержкой психического развития». Центр специального образования Самарской области, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Центр коррекции речи». Новокуйбышевск, 2007. - 150 с.
- Гараева И.В., Маркина Р.И. Программно-методическое пособие для детей раннего возраста с задержкой речевого развития «Составление и реализация индивидуальной программы речевого развития «Учусь говорить»». Новокуйбышевск Самарской области, 2012. - 75 с.
- Трефилова Ю.А., Тютерева М.И. Программно-методическое пособие для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья «Составление и реализация индивидуальной программы развития «Малыш – мыслитель»». Новокуйбышевск Самарской области, 2012. – 125 с.
- Талипова Н.А. Программно-методическое пособие для детей раннего возраста (от 1 до 3 лет) «Составление и реализация индивидуальной и программы развития эмоционально-коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками, взрослыми и адаптации к детскому образовательному учреждению «Ступени общения»». Новокуйбышевск Самарской области, 2012. – 47 с.
- Кишова В.В. Программно-методическое пособие для детей с раннего возраста с нарушенным слухом. «Составление и реализация индивидуальной программы развития по слуховому восприятию «Учимся слушать»». Новокуйбышевск Самарской области, 2012. – 58 с.
Казань, 2014 г.
Спасибо!
+13
Всего комментариев: 0 | |