Главная » Статьи » Всероссийская НПК (10-лет ЦСО, Самара, 2013)

Коррекция нарушений в развитии у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья через организацию работы с родителями

Статья "Коррекция нарушений в развитии

у детей раннего возраста

с ограниченными возможностями здоровья

через организацию работы с родителями"

 

Всероссийская НПК (10-летие ЦСО, Самара, 2013 г.) Всероссийская НПК (10-летие ЦСО, Самара, 2013 г.)  
 

 

Анисимова Л.П., кандидат пед.наук, руководитель
Трефилова Ю.А., методист, учитель-дефектолог
Службы ранней помощи ГБОУ ДПО ЦПК "Ресурсный центр"
г.о.Новокуйбышевск Самарской области

Основное познание мира у малыша в младенчестве и раннем возрасте происходит через общение с родителями. Родители являются основным ориентиром в формировании личности ребёнка и то, как будет расти и развиваться малыш, во многом зависит от них.

По данным Здравоохранения за последний 2012 – 2013 учебный год было выявлено более семи тысяч детей. Из них более 45 % имеют патологию в развитии. Помимо медицинских неврологических показателей, отмечается задержка нервно-психического, речевого развития, нарушение слуха, зрения, проблемы в эмоционально-волевой сфере и поведении.

Служба ранней помощи г.о.Новокуйбышевск ориентирована на поддержку родителей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Основная задача специалистов Службы ранней помощи – дать знания родителям, с помощью которых, в дальнейшем, они смогут самостоятельно решать возникающие трудности в воспитании и развитии своего малыша.

Семьям с такими детьми в Службе оказывается специальная помощь в двух основных направлениях: правовая поддержка и коррекционно-консультативная работа с родителями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Правовая поддержка предусматривает информирование родителей о правах и интересах детей с отклонениями в развитии.

Коррекционно-консультационная форма работы носит многоаспектный характер: просвещение, консультирование,  психокоррекционная работа. По содержанию все они имеют комплексный характер, так как предполагают решение многих частных аспектов медицинских, психологических и педагогических проблем.

Основные формы коррекционно-консультативной работы с родителями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
  1. Телефонное интервьюирование родителей специалистом с целью информирования их о возможностях Службы ранней помощи (основных целях работы с семьёй, методах их реализации), при необходимости – записи на первичный приём (диагностику ребёнка) или направление для данной семьи в ту организацию, которая  соответствует имеющимся запросам данной семьи.
  2. Консультирование родителей по результатам проведённой диагностики развития их ребёнка (которые самостоятельно обратились в Службу ранней помощи). За 2012 - 2013 учебный год было проконсультировано 187 семей, прошедших первичный приём в Службе ранней помощи.
  3. Консультирование родителей по результатам проведённой диагностики развития их ребёнка, организованное в дошкольном учреждении г.о.Новокуйбышевск (116 семей), Волжского района (49 семей) (за 2012 – 2013 учебный год).
  4. Индивидуальное и подгрупповое консультирование родителей детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья по реализации индивидуальной программы развития (составленной специалистом Службы ранней помощи), проведению коррекционной игр и упражнений с ребёнком в домашних условиях. За прошедший учебный год при повторной диагностике выявлено: у учителя-логопеда - 74 % детей с нормой, у учителя-дефектолога – 82 %, у педагога-психолога – 74 % детей с нормой в развитии.
  5. Индивидуальное и подгрупповое консультирование родителей по проблемам воспитания, развития детей раннего возраста через лекотеку, где помимо консультационного материала от специалистов Службы ранней помощи родители могут взять напрокат новинки методической литературы по воспитанию и развитию детей, дидактические игры, пособие, аудио- и видео-  диски с необходимой для них информацией.
  6. Проведение мастер – классов родителей в клубе «Мамина школа» (с использованием мультимедийного оборудования) с целью обсуждения различных вопросов воспитания и развития малыша, обменом опыта, формированием у родителей уверенного и спокойного стиля воспитания и создания в семье комфортной для ребенка среды. За последний учебный год проведено 29 мастер – классов, где два специалиста Службы ранней помощи проводили информационную работу с родителями, а два других специалиста  - с детьми (развивающие игры, упраженения).
  7. Блог Службы ранней помощи (по интернету: http://rcsrp.rusedu.net) от Ресурсного центра г.о.Новокуйбышевск, где родители могут ознакомиться со статьями специалистов в разделах: «Консультирует логопед», «Консультирует дефектолог», «Консультирует психолог»,  «Алгоритмы работы», «Любим рисовать, лепить, творить…», «Для малышей второго года жизни», «Для малышей третьего года жизни», «Отвечаем на вопросы», «Новости, анонсы».
  8. Газета «Ладушки» (выпускается один раз в три месяца). Тематика направлена на расширение кругозора родителей по вопросам воспитания и развития ребёнка раннего возраста. Последние выпуски: «Слуховые аппараты и кое-что ещё…», «Мир кохлеарной имплантации», «Мир в цвете», «Типы воспитания».
  9. Использование  современных технических средств обучения в процессе реализации всей коррекционно-консультативной работы с родителями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, а также использование дистанционного обучения.
  10.  Реализация информационно – просветительской деятельности специалистами Службы ранней помощи:
  • стенды для родителей «Обучение с увлечением» по интересующим их вопросам;
  • выставки фотографий по реализации игровой деятельности с детьми раннего возраста в процессе реализации коррекционно-консультативной  работы с родителями («Изучаем цвета», «Артикуляционная гимнастика», «Рисуем ладошками» и т.д.);
  • выставки фотографий по семейному отдыху с детьми («Ах, лето!», «Листопад», «Поиграем», «Зимушка-зима» и т.д.);
  • выставки работ детей «Кроха – художник»;
  • тематические выставки методической литературы, игровых пособий по интересующим родителей темам;
  • предоставление информации о работе Службы ранней помощи с родителями детей раннего возраста через средства массовой информации.
  1. Анкетирование родителей. В начале проведения коррекционно-консультативной работы с семьёй тематика анкет направлена на выявление потребностей родителей в услугах Службы ранней помощи, в конце – результаты анкетирования позволяют оценить удовлетворённость семьи деятельностью специалистов Службы ранней помощи. Кроме того, проведение анкетирования помогает в уточнении личностных особенностей ребёнка и его семьи (для построения индивидуальной программы развития). По результатам было выявлено следующее:
  • для многих родителей  посещение Службы ранней помощи являлось компенсацией детского сада (35%) и они желали, чтобы их ребёнок научился общаться со сверстниками и взрослыми (27 %) в процессе реализации групповых игр-занятий;
  • большинство родителей (78%) хотели бы посещать индивидуальные консультации, а другие (22%)  -  подгрупповые;
  • после имеющихся затруднений по организации занятий с малышом дома (85%) на начало коррекционной работы,  большинство из них (96%) отметили, что получили новые знания, новую информацию и теперь самостоятельно организуют реализацию игр с малышом дома;
  • на вопрос «Насколько долго Вы бы хотели посещать занятия» многие родители ответили, что хотели бы посещать занятия в течение года (68 %);
  • было отмечено, что большинство трудностей в поведении детей (47%) связаны с проблемой гипероопеки в семье ребёнка и низким уровнем самостоятельности, который предоставляют родители детям.
Исходя из полученных результатов анкетирования, отзывов родителей, можно сделать вывод о том, что родителям оказывалась необходимая помощь. У них появилось желание посещать консультации специалистов более длительный срок, а также принимать участие в дистанционном обучении (семья, добившись больших положительных результатов в развитии своего ребёнка, выпускается из Службы ранней помощи, но остаётся услуга дистанционного обучения-консультирования).
  1. Информирование родителей детей раннего возраста о межведомственном взаимодействии  Службы ранней помощи  с учреждениями образования (структурные подразделения «Детский сад» Государственных бюджетных образовательных учреждений (группы для детей до 3 лет) г.о.Новокуйбышевск и Волжского района), здравоохранения (родильный дом, детский поликлиники г.о.Новокуйбышевск), управление по вопросам семьи и демографического развития (Центр диагностики и консультирования, Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья).
Необходимо  обратить  внимание  на  такую  важную  на  наш  взгляд  проблему, как  отношение  общества  к  семье,  воспитывающей  ребёнка  с  нарушениями  в  развитии.  В  большинстве  случаев  у  окружающих  недостаточно  представлений  о  детях с  особыми  потребностями,  поэтому проблема  готовности  общества  к  принятию  данных  детей, семьи по-прежнему  остаётся  актуальной. Позитивное  восприятие  детей  с  нарушениями,  без  целенаправленной,  последовательной  работы  не  возможно.

Таким  образом,  взаимодействие  с  ближайшим  окружением  ребёнка – семьёй, является  неотъемлемой  частью  эффективного  коррекционно-развивающего  сопровождения  ребёнка  раннего  возраста  с ограниченными возможностями здоровья в  Службе  ранней  помощи.
 
 
 
 
Список литературы и источников к статье:
  1. Организация деятельности Службы ранней помощи в структуре дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)/Сазонова С.Н., Пинюгина Е.В., Киселева О.Н. Новокуйбышевск, 2004 г. – 60 с.
  2. Программно-методическое обеспечение различных форм специальной помощи ребенку раннего (0-3 года) возраста с задержкой психического развития. /Анисимова Л.П., Сазонова С.Н., Баранова Е.Б., Пинюгина Е.В., Киселева О.Н. /Центр специального образования Самарской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Центр коррекции речи». Новокуйбышевск, 2007. - 150 с.
 
Самара, 2013 г.
Категория: Всероссийская НПК (10-лет ЦСО, Самара, 2013) | Добавил: Истоки (13.12.2014)
Просмотров: 678
Всего комментариев: 0
avatar