Главная » Файлы » Играем с малышом! » Игры по конструированию

Играем с пирамидкой
13.11.2017, 11:13

Играем с пирамидкой



 

Пирамидка - одна из наиболее традиционных игрушек для малышей. Это связано с тем, что она несет в себе массу возможностей: развивает логическое мышление, знакомит с цветом, понятиями «больше-меньше», способствует развитию мелкой моторики и координации движений ребенка. Но чтобы достичь максимального эффекта, нужно познакомиться с ней поближе.

Классическая пирамидка представляет собой стержень с нанизанными на него колечками. В собранном виде они имеют различные формы - от обычного конуса или шара до сказочных человечков, машин или паровозиков. Нанизывающиеся части не обязательно имеют вид колец, а могут быть выполнены в виде елочек, звездочек, квадратов или других игрушек, сделанные из различного материала: ткани, резины или просто надувные. Однако чаще всего встречаются пластмассовые, деревянные и текстильные пирамидки.

Пластмассовые  пирамидки - самые распространенные. Они могут быть изготовлены из мягкой и твердой пластмассы. Их преимущество перед другими пирамидками в том, что они легкие по весу и удобны для захвата ручкой.

Для самых маленьких детей до 1 года понадобится простая пластмассовая пирамидка, состоящая из  3-4 колец основных цветов разной величины. Стержень в ней должен быть толстым и коротким, чтобы ребенку было удобно надевать колечки. А отверстия колечек должны значительно превосходить диаметр стержня. Благодаря такой несложной пирамидке ребенок к 1,5 годам научится распознавать детали по величине: большое, маленькое, среднее.

Еще существуют пирамидки с конусообразным стержнем. Это своеобразная игрушка-подсказка, так как сама конструкция предполагает нанизывание колец в строгой последовательности: самое маленькое кольцо не пройдет к основанию пирамидки из-за небольшого отверстия на нем, побуждая ребенка искать другие варианты.

Уже после 1 года детскую пластмассовую пирамидку можно усложнить, приобретая новую уже с 5-7 кольцами.

Деревянная пирамидкасчитается самой экологичной, так как изготовлена она из натурального чистого материала - дерева. Она приятна на ощупь. Играя с деревянной пирамидкой, ребенок помимо прочего получает информацию о свойствах предметов, так как маленькие колечки в ней обычно легче, а более крупные – тяжелее. Существует много вариантов деревянной пирамидки, различающихся по форме, количеству стержней, вариантам подставок.

Текстильные пирамидки  - это еще один вид пирамидки, призванный тренировать тактильные рецепторы пальчиков ребенка. Детали такой пирамидки могут быть выполнены из разных на ощупь текстильных материалов, могут иметь разные наполнители и быть украшены   различными элементами в виде пуговиц, ленточек, крупных бусинок. Текстильные пирамидки не всегда имеют стержень-основу и колечки. Детали могут быть сделаны в виде подушечек, цветочков, кубиков с креплениями на липучках, кнопочках. Такие разнообразные шумелки-звенелки можно приобретать ребенку уже с 6 месяцев. Пирамидка разной структуры и степени твердости дает ребенку многогранные тактильные ощущения, обогащая его представление об окружающем мире.

Есть также наборы пирамидок-стаканчиков. Игрушка состоит из отдельных стаканчиков-колпачков разного размера, формы и цвета, которые ставятся друг на друга или вкладываются внутрь по принципу матрешки. Стаканчики могут быть выполнены из различного материала – пластмассы, дерева, разнообразные по форме – круглые, квадратные. Благодаря специальным бортикам по краям стаканчиков, детали удобно крепятся друг с другом при построении башенки и не соскальзывают. На дне стаканчиков могут быть  различные узоры из дырочек, рельефные рисунки из геометрических фигур, цифр, букв. Цель таких игрушек – научить ребенка соотносить детали по величине и выкладывать последовательность от большего к меньшему и наоборот. Малыш может играть со стаканчиками дома, строя башенки различной высоты, насыпать в формочки крупу или пуговицы, играть с ней в ванной и песочнице, использовать стаканчики в качестве посуды для кукол, загружать в кузов машины.

 

Развивающие игрушки

Советы по выбору пирамидки

  • Выбирая пластмассовую пирамидку, обращайте внимание на ее запах – он не должен быть резким, а краска не должна оставлять следов на коже.
  • При покупке пластмассовой пирамидки отдайте свой выбор игрушке со сглаженными углами, чтобы малыш не мог пораниться об острые, неровные края.
  • Присматриваясь к деревянной пирамидке, обратите внимание на то, чтобы детали были тщательно зашлифованы, не давая ребенку возможности пораниться или получить занозу.
  • Чем меньше ребенок, тем крупнее должны быть детали пирамидки.
  • Если ваш выбор остановился на текстильной пирамидке, убедитесь, что мелкие детали на ней отсутствуют.
  • Всегда спрашивайте сертификат качества.

От 6 до 12 месяцев
Игры с пирамидками 

По достижению 6 месяцев ребенок начинает учиться манипулировать разными предметами и осваивать способы действия с ними. Со второго полугодия, когда малыш уже может уверенно сидеть, можно знакомить его с принципом собирания пирамидки. Первое, с чего следует начать – научить ребенка снимать колечки. Существует   трудность,  возникающая при начальных попытках, когда кроха делает движение в сторону, как бы тянет колечко, а не приподнимает его вверх. Возьмите колечко двумя руками и снимите его вместе с ребенком. Естественно, процесс обучения займет у вас не один день. Но ежедневные попытки рано или поздно увенчаются успехом.

Следующий этап игры – учимся нанизывать колечки на стержень. Такое задание труднее для крохи, так как моторика и координация движений ребенка еще несовершенны. Но вместе с мамой можно делать первые попытки в 8-9 месяцев. Правильность сбора сейчас не главное. Важно, чтобы ребенок понял сам принцип надевания колечек. Возьмите кольцо в руки, покажите его ребенку со словами: «Смотри, у меня красное колечко, я надеваю его». Мама первая опускает кольцо на стержень. Следующее кольцо надевается совместными усилиями, необходимо поддерживать ручку малыша. Комментируйте свои действия, ведь такие игры не только полезны для развития маленьких пальчиков, но и стимулируют речевое развитие, учат кроху понимать слова: надень, возьми, сними, положи. Используйте звуковой прием – надевая кольцо на стержень, отпустите его. Падая, колечко издает звук. «Тук!» - весело повторяет мама. Таким образом, собирается вся пирамидка. Если малыш не потерял интерес к игре, повторяем ее с начала.

Можно вместе с ребенком  строить башенки  из колец без стержня.  Но с каким восторгом маленький озорник разрушает ваши постройки! Ни в коем случае не ругайте ребенка. Через такие разрушающие действия малыш изучает свойства предметов. Падающая башня - это возможность почувствовать самый быстрый и очевидный результат своей деятельности. Пройдет еще совсем немного времени, и процесс созидания будет увлекать кроху намного больше.

Играем со стаканчиками

Первое знакомство со стаканчиками следует начать с показа. Предложите ребенку взять игрушку в руки. Малыш может подолгу перебирать, рассматривать стаканчики, стучать ими друг о друга. Координация руки ребенка до 1 года еще несовершенна, чтобы самому построить башенку. Поэтому для начала покажите сами крохе, что стаканчики можно вкладывать один в другой, а затем вынимать их. Предложите малышу поиграть подобным образом. Размер в этом возрасте – понятие сложное. Здесь маме придется помогать крохе, когда он будет складывать стаканчики друг в друга, подавая детали в правильном порядке. Возьмите самый большой стаканчик, подайте его ребенку, затем чуть меньший и так далее до самого крохотного. Когда стаканчики сложены, разрешите малышу самостоятельно поиграть с игрушкой. Начните процесс вкладывания с 2 формочек, существенно отличающихся по размеру.

 

Развивающие игрушки

1-2 года

Игры с пирамидками

Для того чтобы ребенок научился правильно собирать пирамидку, ему нужно усвоить такие математические понятия, как «большой» и «маленький». Используйте для игры небольшую пирамидку из 3-4 колец одного цвета. Это необходимо для того, чтобы малыш видел разницу в размере колец, не отвлекаясь на их цвет. Возьмите два колечка, заметно отличающихся друг от друга по размеру. Положите детали перед ребенком, проговаривая, чем они отличаются: «Это маленькое колечко, а это большое колечко». Выделяйте контрастные понятия голосом и интонацией. Закрепить знание «большого и маленького» вам помогут игры с различными предметами. Показывайте и неоднократно повторяйте – «большая кукла» и «маленькая кукла», «большой мяч и маленький мяч». После усвоения ребенком таких понятий предложите ему надеть на стержень самое большое колечко, затем из оставшихся опять самое большое.

Весело собирать пирамидку, играя в «Грибников». Скажите ребенку, что вы пришли в лес собирать грибы. Только у вас «корзинка» не простая. В нее нужно складывать самые большие грибы на дно. Разложите перед малышом колечки. Спросите: «Какой грибок самый большой?»  Если ребенок затрудняется ответить, предложите ему сравнить одно колечко с другим, накладывая друг на друга. Большее кольцо будет закрывать меньшее. По такому принципу найдите самый большой гриб.

Постепенно методом проб и ошибок кроха научится зрительно соотносить колечки по величине.

«Угощение». Для игры нам понадобится одноцветная пирамидка. Возьмите 3 колечка разного размера (если в пирамидке большее количество колец – отложите их пока в сторону). Расскажите крохе о том, что вы ожидаете в гости семью зайчиков – папу, маму и сыночка. Пусть гости поприветствуют кроху, каждый назовет свое имя. «Давай угостим зайчиков» - в это время вы берете сложенную пирамидку, в которой колечки будут тарелочками. «Папа у нас самый большой, мама – поменьше, а зайчонок – самый маленький». Предложите ребенку взять тарелки – снять их со стержня. Раскладываем посуду в порядке убывания, описывая еще раз последовательность – «большая, поменьше, самая маленькая». Попросите малыша накормить семью зайчиков, раскладывая каждому тарелочку по величине. Помогите крохе, комментируя свои действия: «Папа у нас самый большой – ему самая большая тарелка» и т.д. Вот гости поели. Теперь нужно собрать посуду на место. На стержень будем нанизывать колечки, начиная с самого большого. Если ребенок затрудняется, еще раз объясните или сами соберите пирамидку.

Когда ребенок научится собирать кольца в правильном порядке, прокатитесь пальчиком с «Горки». Проведите ладошкой малыша по правильно сложенной пирамидке – горка ровная, гладкая и по ней удобно спускаться вниз. На неправильно собранной горке есть ямки, овраги – кататься не очень удобно. Дайте ребенку почувствовать эту разницу.

Пирамидка может быть прекрасным материалом для изучения цветов. Для этого игру необходимо сопровождать речевыми объяснениями. Хороший вариант такой игры, когда есть одинаковые пирамидки и для мамы, и для малыша. Возьмите желтое колечко. Спросите кроху: «У тебя есть такое же, желтое?» В случае неправильного ответа, помогите ребенку, демонстрируя одинаковые цвета.

 

Развивающие игрушки

Игры со стаканчиками

Для того, чтобы ребенок научился правильно собирать башенку из стаканчиков, ему нужно усвоить такие математические понятия, как «большой» и «маленький». Возьмите два стаканчика  заметно отличающихся друг от друга по размеру . Поставьте их перед малышом. Теперь стаканчик меньшего размера вкладываем в больший, проговаривая: «Это маленький, это большой». Постепенно методом проб и ошибок кроха научится зрительно соотносить стаканчики по величине.

Поиграйте со стаканчиками в «Прятки». Возьмите 2-3 формочки и вложите их друг в дружку. Часто на стаканчиках изображены картинки с разными персонажами. Начинайте снимать последний стаканчик со словами: «Давай посмотрим, кто тут у нас прячется! Здесь собачка, а тут петушок и т.д.» Постепенно можно увеличивать количество игрушек.

«Лесенка». Выложите из стаканчиков лестницу, начиная от самого большого к меньшему и наоборот. Шагайте пальчиками по ней, напевая веселую песенку. По ступенькам может взбираться зайчик или лягушка, подпрыгивая и приговаривая: «Прыгаем на самую большую ступеньку, теперь на ступеньку поменьше, на самую маленькую ступеньку».

На следующем этапе предложите ребенку устроить «Чаепитие для кукол». Поставьте стаканчики в ряд, усадите возле каждого игрушку. Предложите малышу раздать угощение для гостей так, чтобы у каждого оказалась «конфетка» и не осталось пустых стаканчиков. Ближе к 2 годам усложняем игру, подбирая угощения по величине, цвету емкости.

Стаканчики интересно не только вкладывать друг в друга, но и строить из них «Башенки». Покажите крохе, как поставить меньшую деталь на большую, создавая все выше и выше постройку. Поднимите руки вверх и скажите: «Высокая башня!» Опять ставьте стаканчики друг на друга. Предложите крохе взять последний стаканчик и водрузить его на макушку башни. С каждым разом оставляйте все большее количество деталей, пока малыш не научится строить башню самостоятельно.

Следующий вариант игры – строительство башни ребенком полностью самостоятельно. На этом этапе мама помогает крохе, подавая нужные стаканчики от большего к меньшему. В процессе игры вы увидите, что ребенку интересно не только строить башню, но и разрушать ее. Часто строение может рухнуть еще до того, как полностью возведено. В случае таких неудач постарайтесь сделать разрушение частью игры.

«Водные забавы».Часто на дне стаканчиков есть различные отверстия. Возьмите игрушку с собой в ванную, наберите в формочку воды - получатся забавные фонтанчики, которые вызовут немало восторга у крохи.

Игры с пирамидками

В возрасте 2-3 лет ребенку понадобится пирамидка из 5-7 колец разного цвета. Попробуйте сделать «Дорожку для кошки». Покажите крохе, как раскладывать снятые кольца по порядку, учитывая их размер. Маленькая кошечка с удовольствием прогуляется по дорожке. После прогулки дорожка собирается. Возьмите колечки и поочередно надевайте их на стержень. Собирайте пирамидку не только с большого колечка, но и с маленького.

Малыш легко справляется с заданием? Усложняем его. Перемешайте все колечки. Теперь задача – собрать пирамидку из произвольно лежащих колец.

Для изучения цветов поиграйте в игру «Поезд». Разложите перед ребенком разноцветные колечки от пирамидки. Привлеките внимание малыша словами: «Смотри, какой красивый получился у нас поезд. В нем много вагончиков». Пусть на перроне у вас находятся различные животные, желающие путешествовать. Игрушки загружаются в вагоны по цвету. Например: желтый цыпленок садится в желтый вагончик, белая лошадка – в белый и т.д. Или превратите колечки в угощение для игрушек, раздавая разноцветные пирожные каждому герою. Правила игры те же: накормить гостей десертом, подбирая соответствующий ему цвет колечек.

«Что изменилось?» Дайте ребенку возможность рассмотреть собранную пирамидку. Для запоминания приведите ассоциации: «Смотри, какие на нашей елочке-пирамидке игрушки – красная, как огонь, желтая, словно солнышко, и синяя, похожая на небо». Предложите ребенку отвернуться и уберите одно из колечек. Теперь малышу необходимо вспомнить, какого предмета не хватает. Такая игра отлично тренирует память и внимание. Начните с 3 колечек, постепенно усложняя задание.

Полезно научить ребенка определять, правильно ли собрана пирамидка не только визуально, но еще и на ощупь. Для этого предложите крохе закрыть глаза и потрогать ручкой, ровная она или нет, предлагая правильно и неправильно собранные пирамидки.

 

Развивающие игрушки

Игры со стаканчиками

«Варим суп». Расставьте перед ребенком стаканчики в хаотичном порядке. Возьмите самый большой. Скажите, что это кастрюля, в который мы будем варить суп. А остальные детали превратятся в ингредиенты супа. Передавайте стаканчики ребенку в нужном порядке для того, чтобы он вложил их один в другой. Комментируйте для интереса: положи «морковку, лук, петрушку». Попробуйте «случайно» подать крохе стаканчик не того размера. Попробовав вложить большую деталь в меньшую, ребенок поймет, что она не подходит. Это будет повод для размышления.

«Дождик - солнышко». Поставьте 3-4 стаканчика разного размера вверх дном – это будут квартиры. Возьмите столько же зверушек (большую, поменьше, самую маленькую).  Выпустите их погулять на зеленую лужайку. Вдруг пошел дождик. Предложите малышу найти всем укрытие. Дальше игра продолжается так: мама говорит «солнышко» - звери выходят на улицу, «дождик» - все прячутся в домики. Игра помогает усвоить понятие размера.

«Живая шляпа». Выстройте стаканчики в ряд. Возьмите грецкий орех и на глазах у ребенка спрячьте его под одним из стаканчиков. Накройте фигурки покрывалом и поменяйте фигурки местами. Снимите покрывало. Пусть малыш найдет орех.

«Замок». Если вы возьмете стаканчики с собой в песочницу, то из формочек может возникнуть целый замок с башенками и колоннами. Выстроив стаканчики по возрастанию, мы получаем лестницу, ведущую к замку. Да и сам процесс наполнения песком емкости надолго увлечет малыша.

«Штамп». Нередко на дне формочек изображены различные рельефные геометрические фигуры или животные, которыми интересно ставить отпечатки на пластилине. За этим занятием кроха может провести довольно много времени.

 «Водные забавы». Возьмите стаканчики с собой в ванную. Набирайте воду в формочки разного размера. Покажите ребенку, как можно переливать воду из одного стаканчика в другой. А если использовать формочку в качестве мерки, то интересно узнать, сколько маленьких стаканчиков воды поместится в большом. Или наоборот: сколько один большой стакан наполнит маленьких формочек.



__________________________
Статья подготовлена учителем - дефектологом - Трефиловой Ю.А.
Источник материала: https://www.9months.ru (педагог-психолог, г. Марганец)


Категория: Игры по конструированию | Добавил: Истоки
Просмотров: 567 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar