Главная » Файлы » Для родителей » Интересные статьи

Навыки самообслуживания
27.03.2019, 06:31

ü 1 г. 2 мес. - ребенок пытается самостоятельно есть ложкой густую кашу.

 

ü 1 г. 4 мес. - овладевает целенаправленными действиями с предме­тами (например, собирает пирамидку из пяти колец, двусоставную матрешку, строит из кубиков забор, башню, дорожку и др.).

 

ü 1 г. 7 мес. - воспроизводит элементарные сюжетные постройки (например, строит из кубиков стол, кровать для куклы, лесенку к дому и др.).

 

ü 1 г. 10 мес. - перед едой начинает мыть руки с мылом, ест доволь­но аккуратно.

 

ü 1 г. 11 мес. - пользуется носовым платком, салфеткой, частично одевается и раздевается.

 

ü 2 г. 1 мес. — 2 г. 2 мес. – игра  представляет собой последователь­ный ряд связанных между собой действий (например, «готовит» кукле обед, затем «кормит» ее и «укладывает» спать).

 

ü 2 г. 5 мес. - полностью одевается сам, хотя, возможно, не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

 

ü 2 г. 9 мес. - осваивает начала изобразительной деятельности: ри­сует (кружки, палочки), лепит (шарики, лепешки).

 

ü 2 г. 10 мес. - способен сосредоточиваться на некоторое время на каком-либо занятии.

 

ü 3 г. - одевается полностью самостоятельно, свободно держит ка­рандаш.

 

рекомендации

 

1.  С раннего детства ребенку необходимо прививать навыки ухода за собой, своими вещами, игрушками, помещением начиная с са­мых элементарных с постепенным их усложнением и предоставле­нием малышу большей самостоятельности.

Начинать нужно, не то­ропя и не нервируя ребенка и себя, с умения одеваться и разде­ваться. Для этого, прежде всего, определите место, где всегда должна находиться одежда ребенка.

Обучая малыша одеваться и раздевать­ся, разговаривайте с ним о том, что вы делаете. Всякий раз, когда вы помогаете ребенку раздеваться, просите его обходиться, насколь­ко это в его силах, без вашей помощи.

Когда малыш научится раз­деваться, помогайте ему все меньше и меньше, до тех пор, пока он сможет обходиться без вашей помощи, хотя, возможно, он все еще будет нуждаться в ней при одевании.

 

2.  Приучайте ребенка с младенческого возраста аккуратно пользо­ваться горшком. Чтобы выработать у малыша навык проситься на горшок, выполняйте эту процедуру через определенные промежут­ки времени: утром после сна, вечером перед сном, днем до приема пищи, после приема пищи (наблюдая за ребенком, вы сами откор­ректируете время).

Именно в это время подведите его к туалетной комнате и предложите воспользоваться унитазом или горшком. Ос­тавайтесь в туалете вместе с ним и говорите ему, как довольны тем, что он собирается сделать свои дела в горшок.

Рассказывайте ему разные истории, чтобы удержать его на горшке. Научите его аккуратно пользоваться туалетной бумагой. Мойте вместе с ребен­ком руки всякий раз после того, как сводите его в туалет. Когда ребенок научится пользоваться горшком, он может ходить в туалет сам. Если унитаз, которым пользуются взрослые, слишком велик для малыша, поставьте ему в туалете горшок.

Сначала ребенок мо­жет падать с горшка из-за нарушения координации движений, по­этому можно использовать детский стульчик с прорезанным для горшка отверстием. Очень важно проследить, чтобы ребенок не за­сиживался на горшке, развлекаясь с игрушками, не передвигался с горшком в помещении. Не забывайте о возможности травм при включении горячей воды (иногда льется сразу кипяток, и можно получить ожог).

Покажите, как включать и вы­ключать холодную и горячую воду. Первое время контролируйте умывание ребенка, пока навык осторожного пользования краном не станет прочным.

И помните: чтобы дать и закрепить все эти навыки, надо в первую очередь воспитывать себя.

 

3.  Обязательно учите малыша чисто мыть руки с мылом и тща­тельно их вытирать. Посещая вместе с ребенком ванную комнату, сопровождайте свои действия стишками. Детям это очень нравится, и они в результате умываются очень охотно.

— Куда пойдем? В ванную! Там мы будем «мыть твое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся ро­ток, чтоб кусался зубок!».

 

4.  Вытирая полотенцем руки, ребенок часто спешит и делает это небрежно. Нужно терпеливо добиваться, чтобы он насухо вытирал руки.

Контролируя ребенка, создавайте ему положительный на­строй, приговаривая: «Этот пальчик — дедушкин, этот пальчик — бабушкин, этот пальчик — мамочкин, этот пальчик — папочкин, вытрем хорошо каждый пальчик, а этот пальчик — Сашенькин — вытрем лучше всех».

 

5.  Дети должны знать свое личное полотенце, полотенце для тела и для ног. Имеет смысл на каждое из них нашить аппликацию, чтобы он хорошо знал свои вещи.

 

6.  Научите ребенка чистить зубы, сначала только щеткой, потом уже пастой.

 

7.  Важный и трудоемкий процесс — приобретение навыков пользо­вания столовыми приборами. Неплохо бы обеспечить ребенка не­бьющейся пластмассовой посудой, который легче взять всей кистью руки при слабой моторике пальцев. Затем по мере развития мелких мышц можно давать ребенку фаянсовую, фарфоровую, керамическую и стеклянную посуду.

 

Не забывайте об эстетике питания. Салфетка, вышитая или по­лиэтиленовая с рисунком, на которую ставится прибор, передник или нагрудник, бумажные салфетки или салфетки из материи — все это воспитывает ребенка.

Пока­жите ему сами, как правильно есть: аккуратно, тщательно переже­вывая пищу, не разливая суп, не разбрасывая крошки.

 

Одновременно с привитием навыков самообслуживания учите ребенка  вежливости. «Спасибо», «пожалуйста», «разрешите (можно мне) взять», «извините» — все эти слова должны стать для него привычными.

 

8.  Не забывайте, что ребенок должен приобретать трудовые на­выки в быту. Учите его убирать игрушки и учебные пособия, застилать свою постель, ставить и убирать посуду, помогать вам в приго­товлении пищи: подавать овощи, класть очистки в ведро, подавать нужные кухонные предметы.

Пусть ребенок вместе с вами поливает цветы, принимает участие в уборке помещения: вытирает пыль, приносит веник, подбирает с пола мусор, подает вату и бумагу при заклеивании оконных  рам.

Готовьте вместе с ним книжки-малышки, игрушки-самоделки.

Летом на даче собирайте шишки, растения для гербария, ягоды и грибы.

Ребенок должен выполнять любую посильную для него работу. Главное — не делайте все за него, наберитесь терпения, пото­му что движения ребенка на первых порах будут медленными, не­уклюжими, небрежными.

Поощряйте его, хвалите за старание, за аккуратную работу.

Приучайте ребенка при входе в дом вытирать ноги, в передней — ставить на место обувь, а когда ребенок станет старше — вытирать с нее пыль и грязь, чистить щеткой. Говорите ребенку о том, что, сняв верхнюю одежду, он должен вешать ее на положенное место, а не бросать где попало.

Трудовые навыки также будут приобретаться и закрепляться в играх, рисовании и раскрашивании, лепке, при уходе за домашними животными и птицами и во время занятий.

Методист Коблова Г.А.


Категория: Интересные статьи | Добавил: Истоки
Просмотров: 240 | Загрузок: 0
Всего комментариев: 0
avatar