Возрастные показатели развития ребёнка

(составлено К.Л.Печорой и Г.В.Пантюхиной)

Наиболее полное представление об уровне нервно-психического развития ребенка дает собранная информация по показателям, разработанным К.Л.Печорой и Г.В.Пантюхиной.

На втором году жизни в развитии ребенка выделено четыре периода:
Такое выделение является условным, так как:
  • с одной стороны - намечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений,
  • с другой - каждая линия развивается в результате формирования определенных функций.
Так, например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата ребенка, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в речи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка.

Тем нее менее каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д.

Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.

При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель.
Так отмечается:
  • соответствие возрастным показателям;
  • задержка в развитии отдельных функций;
  • опережение в развитии отдельных функций.
 
 

1 год  1 мес – 1 год 3 мес

1 год  4 мес -  1 год 6 мес

Понимание речи Запас понимаемых слов быстро расширяется Обобщает предметы
(в понимаемой речи) по существенным признакам.
Активная речь Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. В момент сильной заинтересованности называет предметы словами, облегчёнными (би-би) и правильно произнесёнными (машина).
Сенсорное развитие Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3см. Ориентируется в 3-4-х контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик, призма).
Игра и действия
с предметами
Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.). Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.
Движения Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.д.). Перешагивает через препятствия приставным шагом.
Навыки Самостоятельно ест густую пищу ложкой. Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.


 
 

1 год 7 мес – 1 год 9 мес

1 год 10 мес. – 2 года

Понимание речи Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. Без показа понимает короткий рассказ взрослого о событиях бывших в опыте ребёнка.
Активная речь Во время игры, обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. При общении со взрослым пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.
Сенсорное развитие Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.
Игра и действия с предметами Воспроизводит несложные сюжетные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома». Воспроизводит ряд последовательных
действий (начало сюжетной игры).
Движения Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20см.) приподнятой над полом. Перешагивает через препятствия
чередующимся шагом.
Навыки Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку и т.д.). Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки и т.д.).


На третьем году жизни в развитии ребенка выделено два периода:  
 

2 года 1 мес. - 2 года 6 мес.

2 года 7 мес. - 3 года

Активная речь
(грамматика)
Говорит многословными предложениями (более 3-х слов) Говорит многословными предложениями (более 3-х слов).
Активная речь (вопросы) Появляются вопросы «Где?», «Куда?» Появляются вопросы: «Почему?» и «Когда?».
Сенсорика
(воспроизведение формы)
Подбирает по образцу основные геометрические фигуры
в разнообразном материале
В своей деятельности правильно использует
геометрические фигуры по назначению
Сенсорика
(воспроизведение цвета)
Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх основных цветов
(синий, зелёный, красный, жёлтый)
Называет четыре основных цвета
(синий, зелёный, красный, жёлтый)
Игра Игра носит сюжетный характер,
отражающий взаимосвязь и последовательность действий из жизни окружающих.
Появляются элементы ролевой игры
Конструктивная деятельность Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их Появляются сложные сюжетные постройки
Изобразительная
деятельность
- С помощью пластилина или карандаша
изображает простые предметы и называет их
Навыки одевания Полностью одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы,
шнурки завязывает с небольшой помощью взрослого
Навыки кормления Ест аккуратно Пользуется салфеткой по мере надобности,
без напоминания
Движения Перешагивает через палку или верёвку,
горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см.
Перешагивает через палку или верёвку,
горизонтально приподнятую от пола на 30-35см.


Более подробное ознакомление с каждым возрастным периодом развития малыша: