Возрастные показатели развития ребёнка
(составлено К.Л.Печорой и Г.В.Пантюхиной)
Наиболее полное представление об уровне нервно-психического развития ребенка дает собранная информация по показателям, разработанным К.Л.Печорой и Г.В.Пантюхиной.
На втором году жизни в развитии ребенка выделено четыре периода:
На втором году жизни в развитии ребенка выделено четыре периода:
- от 1 года 1 мес. до 1 года 3 мес;
- от 1 года 4 мес. до 1 года 6 мес.;
- от 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.;
- от 1 года 10 мес. до 2 лет.
Такое выделение является условным, так как:
- с одной стороны - намечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений,
- с другой - каждая линия развивается в результате формирования определенных функций.
Так, например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата ребенка, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в речи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка.
Тем нее менее каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д.
Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель.
Так отмечается:
Тем нее менее каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д.
Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.
При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель.
Так отмечается:
- соответствие возрастным показателям;
- задержка в развитии отдельных функций;
- опережение в развитии отдельных функций.
1 год 1 мес – 1 год 3 мес |
1 год 4 мес - 1 год 6 мес |
|
Понимание речи | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Обобщает предметы (в понимаемой речи) по существенным признакам. |
Активная речь | Пользуется лепетом и отдельными облегчёнными словами в момент двигательной активности, удивления, радости. | В момент сильной заинтересованности называет предметы словами, облегчёнными (би-би) и правильно произнесёнными (машина). |
Сенсорное развитие | Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3см. | Ориентируется в 3-4-х контрастных формах предметов (шар, кубик, кирпичик, призма). |
Игра и действия с предметами |
Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на пирамидку и т.д.). | Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия. |
Движения | Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается и т.д.). | Перешагивает через препятствия приставным шагом. |
Навыки | Самостоятельно ест густую пищу ложкой. | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. |
1 год 7 мес – 1 год 9 мес |
1 год 10 мес. – 2 года |
|
Понимание речи | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого. | Без показа понимает короткий рассказ взрослого о событиях бывших в опыте ребёнка. |
Активная речь | Во время игры, обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями. | При общении со взрослым пользуется трёхсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. |
Сенсорное развитие | Ориентируется в 3-х контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см. | Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета. |
Игра и действия с предметами | Воспроизводит несложные сюжетные постройки-перекрытия типа «ворот», «скамейки», «дома». | Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры). |
Движения | Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20см.) приподнятой над полом. | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом. |
Навыки | Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку и т.д.). | Частично надевает одежду (ботинки, шапку, носки и т.д.). |
На третьем году жизни в развитии ребенка выделено два периода:
2 года 1 мес. - 2 года 6 мес. |
2 года 7 мес. - 3 года |
|
Активная речь (грамматика) |
Говорит многословными предложениями (более 3-х слов) | Говорит многословными предложениями (более 3-х слов). |
Активная речь (вопросы) | Появляются вопросы «Где?», «Куда?» | Появляются вопросы: «Почему?» и «Когда?». |
Сенсорика (воспроизведение формы) |
Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале |
В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению |
Сенсорика (воспроизведение цвета) |
Подбирает по образцу разнообразные предметы четырёх основных цветов (синий, зелёный, красный, жёлтый) |
Называет четыре основных цвета (синий, зелёный, красный, жёлтый) |
Игра | Игра носит сюжетный характер, отражающий взаимосвязь и последовательность действий из жизни окружающих. |
Появляются элементы ролевой игры |
Конструктивная деятельность | Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их | Появляются сложные сюжетные постройки |
Изобразительная деятельность |
- | С помощью пластилина или карандаша изображает простые предметы и называет их |
Навыки одевания | Полностью одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы и завязывать шнурки | Самостоятельно одевается, может застегнуть пуговицы, шнурки завязывает с небольшой помощью взрослого |
Навыки кормления | Ест аккуратно | Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания |
Движения | Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 20-28 см. |
Перешагивает через палку или верёвку, горизонтально приподнятую от пола на 30-35см. |
Более подробное ознакомление с каждым возрастным периодом развития малыша:
- от 1 года 1 мес. до 1 года 3 мес;
- от 1 года 4 мес. до 1 года 6 мес.;
- от 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.;
- от 1 года 10 мес. до 2 лет;
- от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес;
- от 2 лет 7 мес. до 3 лет.