|
"Игры для малышей
по развитию слухового восприятия"
|
Вопрос:
- Подскажите, пожалуйста, в какие игры можно поиграть с маленьким ребёнком для развития слухового восприятия?
Отвечаем:
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях:
-
с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков,
-
с другой - восприятие речевых звуков, на базе чего и происходит формирование фонематического слуха.
Оба направления начинают развиваться еще в младенческом возрасте. Ребенок достаточно рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию. Лепет ребенка - это активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, так как ребенок слушает и повторяет фонемы родного языка.
Работа по развитию слухового восприятия предусматривает:
1. Развитие слухового внимания
-
Развитие умения прислушиваться
-
Ориентироваться в пространстве на слух
-
Различать характер, темп, громкость и длительность звучаний
2. Развитие слуховой памяти
Формирование умения определять путем проб то, что звучало: бытовые звуки, звучащие музыкальные инструменты.
Для развития слухового внимания
используются различные задания (игры).
1. Развитие слухового внимания, умения прислушиваться.
-
Они должны повернуться к находящемуся за их спиной Зайке, который играет на музыкальных инструментах.
-
Им нужно научиться реагировать на звуки и совершенно определенным образом: хлопнуть в ладоши, пока звенит колокольчик, и не хлопать, когда звука нет.
-
Различая характер звучания музыкального инструмента, дети должны под звучание бубна - бежать, под определенный стук бубна - шагать и выполнять другие определенные действия по звуковым сигналам.
-
Под громкое звучание дудочки предлагается погреметь погремушками, а под тихое - погремушки должны «молчать».
-
Для того чтобы дети научились различать темповый характер звучания инструмента, детям предлагается под быстрое звучание шарманки быстро помахать флажками, под медленное - медленно; хлопнуть в ладошки после долгого звучания дудочки и не делать этого после короткого и т.д..
2. Развитие слуховой памяти осуществляется при развитии умения путем проб определить, что звучит из набора бытовых звуков.
Дети должны научиться определять, с какой игрушкой играл Мишка. Звукосочетания «ма-ма» и «э-э-э» символизируют игру с куклой и с собачкой. Наряду и этим детям предлагается повторить и то, что делает взрослый: похлопать в ладоши, потопать ногами, покашлять. В игровой форме воспроизводятся и другие звуки: стук ложкой о края чашки, кастрюли или чайника и т.д.
Дети по звуку определяют, с какой игрушкой играет и Зайка: с колокольчиком, погремушкой или неваляшкой. А с чем играла Кошечка: с музыкальной шкатулкой, дудкой, с погремушкой или со свистком?
Работа по развитию фонематического восприятия
включает два направления:
1. Развитие тонального слуха.
-
В игровых заданиях дети учатся определять по звуку, с чем играл Мишка: с бумагой или молотком (они называют его или показывают, в зависимости от речевых возможностей детей).
-
Им предлагается сказать: «Ма-ма» (или указать на игрушку), с чем играл Зайка: с машинкой, волчком или куклой.
-
Стук ложки о стакан, звук гороха в банке или орехов в мешочке должны стать «ответом» детей, с чем же играла кукла.
-
Дети также отгадывают, с чем играл Ежик: с неваляшкой, волчком или погремушкой; с чем играл Петрушка: с погремушкой, свистком, флейтой или музыкальной шкатулкой и др.
Постепенно набор для определения звучаний увеличивается и расширяется.
2. Развитие речевого слуха
• В интересной и занимательной форме дети учатся:
-
ориентироваться в пространстве с учетом звучания голоса другого человека;
-
узнавать животное по его крику;
-
прислушиваться к шепоту, узнавать по голосу сверстников;
-
различать также слова, близкие по их звуковой оболочке.
Признаки возможного нарушения слуха
конец 1 мес.
|
— нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений;
— не вздрагивает, не моргает.
|
конец 2 мес.
|
|
конец 3 мес.
|
-
Не ищет глазами объект, который издает звуки, не поворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания;
-
Не реагирует на музыкальные игрушки.
|
конец 5 мес.
|
|
конец 6 мес.
|
|
конец 7 мес.
|
-
Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека.
-
Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.
|
конец 8 мес.
|
-
Не прислушивается к разговору взрослых.
-
Не замирает, услышав новый звук.
-
Не проявляет интереса к музыке.
-
Не лепечет.
|
10 – 11 мес.
|
-
Не реагирует на собственное имя.
-
Не понимает слово «нет», запрета.
-
Не играет с вами в «разговор».
|
конец 12 мес. и старше
|
-
Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
-
Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
-
По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
-
Не имитирует простые звуки и односложные слова.
-
Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
-
Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
-
Не понимает простые обращения.
-
Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
-
Не пытается говорить.
|
Использованная литература:
-
Жукова О.С., Балобанова В.П. Как помочь ребенку. От рождения до трех лет. - Изд. Дом "Нева" Санкт-Петербург, 2004.
-
Тишкова-Горынина А.В., к.п.н., ст.препод. НОУ СГИ, г.Москва "Развитие фонематического восприятия детей раннего возраста с психоневрологической патологией" (журнал "Современное дошкольное образование", №3 2007 г.)
|