|
"Основные принципы
планирования и проведения
коррекционных занятий
в Службе ранней помощи"
|
Вопрос:
- Подскажите, пожалуйста, каковы основные принципы планирования и проведения коррекционных занятий в Службе ранней помощи? Заранее спасибо.
Отвечаем:
Специалисты Службы ранней помощи проводят консультирование родителей по вопросам, связанным с обучением родителей по проведению коррекционных занятий со своим малышом.
Примеры проведения коррекционных занятий показывают наши специалисты в процессе консультирования родителей. Затем сами родители пробуют уже самостоятельно провести данное занятие со своим малышом вначале в Службе ранней помощи в присутствии специалиста, затем закрепляют пройденный материал дома.
Занятия с малышами строятся на единых принципах.
Ведущим принципом построения коррекционно-развивающих занятий является онтогенетигеский принцип: при проведении занятий учитывается уровень двигательного, когнитивного, речевого и эмоционально-личностного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности.
Комплексный подход к проблемам ребенка имеет особое значение: совместная разработка коррекционного маршрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обеспечивают эффективность коррекционных мероприятий по устранению выявленных отклонений в развитии ребенка.
Принцип взаимодействия и координации между специалистами осуществляется следующим образом:
-
с помощью ведения документации на каждого ребенка - индивидуальной карты, отражающей результаты диагностики и проведенной работы с данным ребенком;
-
через психолого-медико-педагогигеские консилиумы, на которых всеми специалистами обсуждаются результаты первичной или повторной диагностики каждого ребенка, успехи и трудности ребенка на текущих занятиях, вырабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, проводится корректировка данного маршрута, обсуждаются рекомендации специалистов друг другу по использованию в работе с ребенком наиболее эффективных приемов взаимодействия и коррекции;
-
в процессе проведения совместных занятий специалистами (психолог, логопед, дефектолог, сурдопедагог).
Организация совместной работы специалистов с конкретным ребенком включает в себя также создание развивающей среды (организация пространства, подбор игрового материала по теме занятия). Создание обстановки, насыщенной разнообразными сенсорными стимулами, привлечение разных видов деятельности позволяют избежать излишней дидактизации упражнений, стимулирует познавательный интерес.
Одним из важнейших принципов работы с детьми раннего возраста является принцип ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Все занятия проводятся не только в присутствии родителей, но и при их активном участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист - ребенок - родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревожность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий. В ходе коррекционных занятий обращается внимание родителей на то, как и чем заниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком.
Деятельностный подход предусматривает формирование психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.
Творческий подход дает возможность не ограничивать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в процессе занятия, будут решены.
Систематичность заданий и используемых на занятиях игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, использование их в определенной последовательности.
Вариативность заданий позволяет при формировании у ребенка одних и тех же понятий использовать разные игры и задания.
Принцип постепенного усложнения заданий:
1-я ступень: сортировка предметов по какому - либо признаку;
2-я ступень: выбор предметов по данному признаку, ориентируясь на эталон или на слово;
3-я ступень: использование знания этого признака в изобразительной и другой продуктивной деятельности;
Например, при сортировке по цвету вначале берутся контрастные цвета (желтый - красный), по мере усложнения - более близкие (желтый - оранжевый). При нанизывании усложнение достигается уменьшением диаметра отверстия бусин;
Принцип планирования при проведении занятий различными специалистами. При проведении занятий-консультаций различными специалистами с ребенком одной семьи (или группой детей) используется принцип единого тематического планирования занятий: занятия разных специалистов объединены одной темой. Например, тема «Овощи - фрукты»:
-
логопед формирует словарный запас, грамматический строй речи, связную речь ребенка по данной теме;
-
дефектолог развивает у ребенка навык соотнесения предмета и картинки, обобщения, активизирует сенсорный опыт («Лото», «Чудесный мешочек», «Кто что ест», «Узнай на вкус (по запаху, на ощупь и т. д.)», «Разложи по корзинкам» и т. п.); рисование, лепка, аппликация овощей и фруктов;
-
психолог формирует взаимодействие «мама - ребенок» или «ребенок - ребенок» с использованием игр «Огород», «Угостим зайку» и т. п.
Такой подход в планировании и организации работы дает возможность каждому специалисту, решая свои специфические задачи, обеспечивать наиболее эффективное усвоение пройденного материала и закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Содержание занятий постоянно варьируется в зависимости от задач коррекционного воздействия и возраста ребенка. Одна и та же игра может использоваться для различных целей.
|