Главная » Файлы » Отвечаем » Коррекционные занятия

Основные принципы планирования и проведения коррекционных занятий
[ Скачать с сервера (16.1 Kb) ] 26.09.2014, 10:19
Отвечаем на вопрос от 27.01.12 г. "Об основных этапах работы Службы ранней помощи"

"Основные принципы

планирования и проведения

коррекционных занятий

в Службе ранней помощи"



Вопрос:


- Подскажите, пожалуйста, каковы основные принципы планирования и проведения коррекционных занятий в Службе ранней помощи? Заранее спасибо.

 

Отвечаем:

Специалисты Службы ранней помощи проводят консультирование родителей по вопросам, связанным с обучением родителей по проведению коррекционных занятий со своим малышом.

Примеры проведения коррекционных занятий показывают наши специалисты в процессе консультирования родителей. Затем сами родители пробуют уже самостоятельно провести данное занятие со своим малышом вначале в Службе ранней помощи в присутствии специалиста, затем закрепляют пройденный материал дома.

Занятия с малышами  строятся на единых принципах.

Ведущим принципом построения коррекционно-развивающих занятий является  онтогенетигеский принцип: при проведении занятий учитывается уровень дви­гательного, когнитивного, речевого и эмоционально-лично­стного развития ребенка, ведущий тип мотивации деятельно­сти, поэтапность в формировании новых видов деятельности.

Комплексный подход к проблемам ребенка имеет особое значение: совместная разработка коррекционного мар­шрута и медико-психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, а также активное участие родителей обес­печивают эффективность коррекционных мероприятий по ус­транению выявленных отклонений в развитии ребенка.

Принцип взаимодействия и координации между специалистами осуществляется следующим образом:

  • с помощью ведения документации на каждого ребенка - индивидуальной карты, отражающей результаты диагнос­тики и проведенной работы с данным ребенком;

  • через психолого-медико-педагогигеские консилиумы, на которых всеми специалистами обсуждаются результаты пер­вичной или повторной диагностики каждого ребенка, успе­хи и трудности ребенка на текущих занятиях, вырабатыва­ется индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, проводится корректировка данного мар­шрута, обсуждаются рекомендации специалистов друг дру­гу по использованию в работе с ребенком наиболее эффективных приемов взаимодействия и коррекции;

  • в процессе проведения совместных занятий специалис­тами (психолог, логопед, дефектолог, сурдопедагог).

Организация совместной работы специалистов с конкрет­ным ребенком включает в себя также создание развивающей среды (организация пространства, подбор игрового материа­ла по теме занятия). Создание обстановки, насыщенной раз­нообразными сенсорными стимулами, привлечение разных видов деятельности позволяют избежать излишней дидактизации упражнений, стимулирует познавательный интерес.

Одним из важнейших принципов работы с деть­ми раннего  возраста является принцип ве­дущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка. Все занятия проводятся не только в присутствии родителей, но и при их активном участии, что обусловлено особенностями детей раннего возраста. Большое внимание уделяется вовлечению родителей в совместную деятельность «специалист - ребе­нок - родитель». Присутствие на занятии близкого человека повышает безопасность ребенка и снижает его тревож­ность, повышает активность ребенка, создает комфортные условия для проведения занятий. В ходе коррекционных за­нятий обращается внимание родителей на то, как и чем за­ниматься с ребенком, происходит знакомство родителей с возрастными нормами развития ребенка, с особенностями подхода и правильными способами взаимодействия с ребенком. 

Деятельностный подход предусматривает формиро­вание психических функций в процессе деятельности детей. Основной деятельностью детей данного возраста является игра.

Творческий подход дает возможность не ограничи­вать свободу творчества ребенка, если цели, поставленные перед ним в процессе занятия, будут решены.

Систематичность заданий и используемых на за­нятиях игр предполагает наличие определенного порядка в подаче материала, повторяемости заданий и игр, исполь­зование их в определенной последовательности.

Вариативность заданий позволяет при формирова­нии у ребенка одних и тех же понятий использовать раз­ные игры и задания.

Принцип постепенного усложнения заданий:

  • поступенчатое  усложнение  заданий, например:

1-я ступень: сортировка предметов по какому - либо признаку;

2-я ступень: выбор предметов по данному призна­ку, ориентируясь на эталон или на слово;

3-я ступень: использование знания этого призна­ка в изобразительной и другой продуктивной деятельности;

  • постепенное  усложнение  за счет подбора более слож­ного для восприятия или практической деятельности игро­вого материала.

Например, при сортировке по цвету вначале берутся кон­трастные цвета (желтый - красный), по мере усложнения - более близкие (желтый - оранжевый). При нанизывании усложнение достигается уменьшением диаметра отверстия бусин;

  • постепенное  увеличение  количества  используемых  объектов  в  игре за счет увеличения объема внимания, поля зрения и т. д.

Принцип планирования при проведении занятий различными специалистами. При проведении занятий-консультаций различными специалистами с ребенком одной семьи (или группой детей) используется принцип единого тематического пла­нирования занятий: занятия разных специалистов объе­динены одной темой. Например, тема «Овощи - фрукты»:

  • логопед формирует словарный запас, грамматический строй речи, связную речь ребенка по данной теме;

  • дефектолог развивает у ребенка навык соотнесения пред­мета и картинки, обобщения, активизирует сенсорный опыт («Лото», «Чудесный мешочек», «Кто что ест», «Узнай на вкус (по запаху, на ощупь и т. д.)», «Разложи по корзинкам» и т. п.); рисование, лепка, аппликация овощей и фруктов;

  • психолог формирует взаимодействие «мама - ребенок» или «ребенок - ребенок» с использованием игр «Огород», «Угостим зайку» и т. п.

Такой подход в планировании и организации работы дает возможность каждому специалисту, решая свои специфичес­кие задачи, обеспечивать наиболее эффективное усвоение пройденного материала и закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Содержание занятий постоянно варьируется в зависимо­сти от задач коррекционного воздействия и возраста ребен­ка. Одна и та же игра может использоваться для различных целей.


 


Категория: Коррекционные занятия | Добавил: Истоки
Просмотров: 1569 | Загрузок: 34
Всего комментариев: 0
avatar