Главная » Статьи » II Всероссийская НПК (Я.Корчака, Самара, 2012)

Коррекционная работа с детьми третьего года жизни в процессе знакомства с неживой природой

Статья: "Коррекционная работа

с детьми третьего года жизни

в процессе знакомства с неживой природой"

 

II Всероссийская научно-практическая конференция (Я.Корчака, Самара, 2012 г.)
II Всероссийская научно-практическая конференция (Я.Корчака, Самара, 2012 г.)
II Всероссийская научно-практическая конференция (Я.Корчака, Самара, 2012 г.)  
 
Трефилова Ю.А.,
методист, учитель-дефектолог
Службы ранней помощи
г.о.Новокуйбышевск Самарской области


Для детей третьего года жизни большое значение имеют знания и представления о явлениях неживой природы. Анализ результатов первичного приема в Службы ранней диагностики, коррекции, развития ребенка и его семьи г.о.Новокуйбышевск Самарской области (далее – Службе) показал, что у детей с задержкой нервно-психического развития третьего года жизни не в полной мере развита игровая деятельность, нет особой заинтересованности в процессе проведения игр, многие с трудом вступают в контакт со взрослым. Они не могут самостоятельно выполнить задание, действуют без учета свойств предметов.

Поэтому одно из направлений коррекционной работы учителя-дефектолога в Службе – знакомство детей с явлениями погоды, свойствами воды, песка, камней.
Основная цель – развитие познавательной сферы детей через включение их в процесс экспериментирования. Так, полученные знания будут особо важны для малыша в том случае, если были приобретены им в результате самостоятельного открытия.

Для достижения поставленной цели реализовывались следующие задачи:
  1. углубление представлений детей о неживой природе (свойства и качества воды, песка, камней, знания о природных явлениях, погодных условиях);
  2. формирование наблюдательности за происходящими изменениями с предметами неживой природы в процессе их практического применения – участие детей в исследованиях и обобщению результатов, опытов;
  3. формирование умения выражать свои впечатления о новом, увиденном в играх, поделках;
  4. воспитывать гуманное, бережное, эмоционально-положительное отношение к природе.

Систематизированные знания приобретались в процессе регулярных занятий в Службе под руководством учителя-дефектолога.

Для достижения данных задач в процессе коррекционной работы использовались следующие педагогические средства: игровые ситуации; дидактические, театрализованные, подвижные игры; тематические беседы, наблюдения; выполнение практической деятельности (лепка из мокрого песка, постройки из камней, рисование и т.д.).

Длительность игры составляла от 10 до 15 мин. Занятия рассчитаны на подгруппу детей, но также использовались и при индивидуальной работе.

Обязательным условием организации помощи детям раннего возраста являлось присутствие родителей с целью закрепления полученного ими нового материала в домашних условиях.

Структура наших занятий состояла из трех основных этапов:
  1. введение детей в игровую ситуацию путем приветствия, знакомства с основным персонажем;
  2. основная часть – проведение тематической беседы, наблюдение за природными явлениями; проведение дидактической, театрализованной, подвижной игры (по содержанию занятия); выполнение с детьми практической деятельности;
  3. заключительная часть – подведение итогов занятия, прощание с основным персонажем.

По результатам отмечено, что дети:
- получили основные представления о сухом и влажном песке, какие действия с ними можно выполнять;
- научились действовать с камнями, сравнивать их по размеру, весу, твердости, делать небольшие постройки;
- приобрели основные знания о воде, ее свойствах;
- познакомились с природными явлениями (по временам  года – осадки, облака, тучи, солнце и т.д.)

Ежегодные процентные данные свидетельствуют о том, что в среднем, на начало коррекционной работы у 65% детей отмечается задержка на 1 эпикризный срок по игровой деятельности, сенсорике, у 35% – на 2 эпикризных срока. К концу работы – у 85% – норма, у 15% – задержка на 1 эпикризный срок. Таким образом, у 100% детей отмечается положительная динамика в развитии моторной, речевой, сенсорной, игровой сферах.
 
Список литературы:
  1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2003. 176 с.
  2. Данилова Л. Игры с водой. Для детей 1-3 лет. СПб.: Издательский Дом «Нева», М.: Олма-Пресс Гранд, 2003. 32 с.
  3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2005. 224 с.
  4. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2004. 216 с.
  5. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. Малыш в мире природы: метод. Пособие для воспитателей и родителей /Ннауч. ред. Г.Г.Григорьева. М.: Просвещение, 2005. 94 с.
  6. Программно-методическое обеспечение различных форм специальной помощи ребенку раннего (0-3 года) возраста с задержкой психического развития. /Анисимова Л.П., Сазонова С.Н., Баранова Е.Б., Пинюгина Е.В., Киселева О.Н. /Центр специального образования Самарской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Центр коррекции речи». Новокуйбышевск, 2007. 150 с.
  7. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий. /Авт.-сост. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова. Волгоград: Учитель, 2008. 271 с.

Самара, 2012 г.
Категория: II Всероссийская НПК (Я.Корчака, Самара, 2012) | Добавил: Истоки (13.12.2014)
Просмотров: 417
Всего комментариев: 0
avatar