Главная » Статьи » II Всероссийская НПК (Я.Корчака, Самара, 2012) |
Межведомственное сотрудничество и организация деятельности Службы ранней помощи
Статья: "Межведомственное сотрудничество
|
Согласно статистике, по отношению к общему количеству детей раннего возраста в Поволжском округе всего 10-11% от общего числа детей прошли через Службу. На перспективу надеемся в рамках межведомственного сотрудничества увеличить процент охвата услугами Службы ранней помощи.
Процесс дальнейшего совершенствования межведомственного взаимодействия заключается в решении следующих задач:
- ведение единого документооборота: начиная с рождения, на каждого ребенка заводится карта психолого-медико-педагоги-ческого сопровождения. Она ведется в детском саду и в школе;
- сотрудничество с медицинскими учреждениями: врачами-педиатрами, узкими специалистами в том числе невропатологом, психиатром, которые направляют родителей детей раннего возраста на первичное обследование в Службе;
- прохождение первичного приема в Службе перед поступлением ребенка в детский сад;
- представление вариативных форм помощи для детей раннего возраста и внедрение их в структуру работы Службы, создание команды семейно-центрированный подход, причем родители и другие члены семьи входят в команду специалистов раннего вмешательства как полноправные члены и становятся центральными фигурами при реализации каждого из этапов и индивидуального плана обслуживания семьи для детей от 3 до 4 лет с задержкой речевого, нервно-психического развития, которые по различным причинам не посещают детский сад, воспитываются дома;
- взаимосвязь медицинских работников с родителями детей с нарушенным слухом и Службой. Своевременно информировать Службу о таких детях для дальнейшей коррекционно-развиваю-щей работы сурдопедагога, врача-сурдолога.
На сегодняшний день в Новокуйбышевске созданы необходимые условия для проведения объективной компьютерной диагностики слуха у детей с рождения. Все новорожденные младенцы города проходят универсальный объективный аудиологический скрининг медицинскими работниками в родильном отделении. Впоследствии дети направляются в медицинские учреждения или в Службу.
При подтверждении снижения слуха врач оториноларинголог и сурдопедагог Службы определяют направления индивидуальной программы реабилитации для ребенка, которая включает необходимые профилактические медицинские мероприятия, а также направления коррекционно-педагогической помощи. Врач оториноларинголог может рекомендовать при необходимости возможное лечение, слухопротезирование в медицинских учреждениях. Сурдопедагог Службы консультирует и проводит занятия с детьми раннего возраста с нарушенным слухом.
Организация сопровождения детей с нарушением слуха не заканчивается в 3 года, а получает свое логическое продолжение в дошкольном возрасте в группах комбинированной направленности структурного подразделения «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ №18. В настоящий момент дети с нарушенным слухом получают квалифицированную помощь специалистами данного учреждения.
Основные формы сопровождения неорганизованного ребенка с ограниченными возможностями здоровья в Службе ранней помощи. Первое знакомство специалистов Службы с семьей проходит через телефонное интервьюирование, где мы определяем – соответствуют ли возможности Службы запросам семьи; если нет, то направляем семью в ту организацию, которая способна это сделать. На основе полученных данных на медико-педагогическом совещании (МПС) Службы наши специалисты составляют структуру проведения первичной диагностики для каждой семьи.
Первичный прием проводится еженедельно. В протоколах обследования каждым специалистом заносятся результаты диагностики. Родители получают информацию от специалистов о результатах диагностики, основные направления ведения дальнейшей коррекционной работы с ребенком. По результатам проведенного первичного обследования на медико-педагогическом совещании специалистами Службы обсуждается программа дальнейшей коррекционной работы с каждой семьей, утверждаются коллегиальные заключения и карты обратной связи. Карты обратной связи отдаются в поликлинику, где вклеиваются в медицинские карты.
Успешность проведения коррекционной работы зависит от правильного построения индивидуальной программы развития. В помощь специалистам (логопеду, дефектологу, психологу, сурдопедагогу) разработан информационно-методический сборник «Индивидуальные программы развития ребенка от 1 до 3-х лет с особыми потребностями».
По ходу ведения коррекционной работы каждый родитель после консультирования получает домашнее задание. На следующем приеме специалисты изучают результаты их выполнения и проводят дальнейшее обучение.
За последний учебный год вырос средний показатель успешности проведения коррекционной работы (таблица 2).
Таблица 2
Средний показатель успешности проведения
коррекционной работы, в %
Учебный год | Выпущено детей с нормой | средний % успешности проведения кор.работы | ||
логопед | дефектолог | психолог | ||
2009 - 2010 | 55 % | 60 % | 51 % | 55 % |
2010 - 2011 | 48 % | 85 % | 71 % | 68 % |
Особое внимание в решении проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае уделяется ближайшему окружению – родителям, бабушкам. Пытаемся осуществлять семейно-центрированный подход, причем родители и другие члены семьи входят в команду специалистов раннего вмешательства как полноправные члены и становятся центральными фигурами при реализации каждого из этапов и индивидуального плана обслуживания семьи.
На занятиях обучаем взрослых средствам и приемам абилитации (реабилитации) и включаем их в коррекционо-педагогический процесс. Даем возможность самим в нашем присутствии, используя все имеющиеся технические средства, проводить занятия с детьми, Особый интерес вызывают развивающие игры на компьютере, разработанные специалистами Службы. Важно скоординировать свои действия с родителями, чтобы впоследствии в домашних условиях при выполнении домашних заданий они могли использовать полученные знания.
Если родители не могут посещать Службу, функционирует дистанционное обучение, где по телефону, а также электронной почте они получают консультации специалистов по самостоятельной работе с ребенком в домашних условиях.
В настоящее время работает блок «Служба ранней помощи» http://rcsrp.rusedu.net от Ресурсного центра г.о.Новокуйбышевска, где родители получают необходимую им информацию, задают вопрос специалисту, узнают о новостях, анонсах.
Служба выпускает газету «Ладушки», тематика которой направлена на расширение кругозора родителей по вопросам развития ребенка раннего возраста.
Работает лекотека, где берут напрокат: новинки методической литературы по воспитанию и развитию детей раннего возраста, DVD диски со сказками, пальчиковыми играми, песенками, музыкальными произведениями.
На заключительном этапе коррекционной работы проводится семинар-практикум для родителей «После трех уже поздно» с использованием мультимедийного сопровождения. Родители в форме деловой игры обсуждают различные вопросы воспитания и развития малыша, делятся опытом. Начиная с первичного приема и до итогового занятия, деятельность малышей фиксируется на фото- или видеокамеру. Организуется фоторепортаж и просмотр домашних видеосюжетов. На брифинге родители обсуждают результаты своих детей с комментариями специалистов. Здесь они могут увидеть и сравнить достижения своих детей за прошедший период времени.
Структура работы Службы ранней помощи связана с другими формами специальной помощи. Дети по исполнении им 4 лет, ранее посещавшие занятия в Службе ранней помощи по показаниям специалистов, направляются на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), где определяется их дальнейший образовательный маршрут (общеразвивающие группы, специальные группы, интегрированные группы, группы кратковременного пребывания и др.). Цикличность деятельности Службы ранней помощи заканчивается зачислением ребенка в детский сад и в последующем выпуском ребёнка в школу.
В таблице 3 представлена схема взаимодействия различных форм специальной помощи.
Таблица 3.
Схема взаимодействия различных форм
специальной помощи
Осуществляя межведомственный принцип взаимодействия, мы обеспечиваем наиболее полную интеграцию детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в социум через оказание специальной квалифицированной помощи ребенку и его семье. Именно организация такого взаимодействия поможет детям без тревог адаптироваться в дошкольном учреждении.
Список литературы:
- Организация деятельности Службы ранней помощи в структуре дошкольного образовательного учреждения. Из опыта работы. /Авторы Сазонова С.Н. (Введение, Глава 1, 2, Приложения), Сазонова С.Н., Пинюгина Е.В., Киселева О.Н. (Глава 2, Приложения). /Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад «Центр коррекции речи». Новокуйбышевск, 2004. 60 с.
- Программно-методическое обеспечение различных форм специальной помощи ребенку раннего (0-3 года) возраста с задержкой психического развития. /Анисимова Л.П., Сазонова С.Н., Баранова Е.Б., Пинюгина Е.В., Киселева О.Н. /Центр специального образования Самарской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Центр коррекции речи». Новокуйбышевск, 2007.103 с.
- Программно-методическое обеспечение различных форм специальной помощи ребенку раннего (0-3 года) возраста с нарушениями слуха. /Анисимова Л.П., Сазонова С.Н., Баранова Е.Б., Минаева Е.И., Пинюгина Е.В., Сохина Н.В., Филичкина И.А., Киселева О.Н. /Центр специального образования Самарской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Центр коррекции речи». Новокуйбышевск, 2006. 151 с.
Спасибо!
+15
Всего комментариев: 0 | |