Главная » Статьи » II Всероссийская НПК (Я.Корчака, Самара, 2012)

Развитие слухового восприятия у детей раннего возраста с нарушением слуха

 Статья: "Развитие слухового восприятия

у детей раннего возраста с нарушением слуха"

 
II Всероссийская научно-практическая конференция (Я.Корчака, Самара, 2012 г.)
II Всероссийская научно-практическая конференция (Я.Корчака, Самара, 2012 г.)
II Всероссийская научно-практическая конференция (Я.Корчака, Самара, 2012 г.)  

Кишова В.В.,
учитель-логопед
ГБОУ ООШ №18 СП «Детский сад
«Центр коррекции и развития детей»
г.о.Новокуйбышевск Самарской области

 

Проблема обучения и воспитания детей раннего возраста с нарушением слуха остается актуальной уже на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время благодаря развитию медицины, науки, техники и инновационных технологий люди, имеющие нарушения слуха получили возможность слышать все звуки, даже самые тихие. Благодаря чему у ребенка с нарушенным слухом, использующего современные слуховые аппараты или кохлеарный имплант умение понимать речь, говорить и думать может развиваться прежде всего на основе слуха. Вот почему для успешного развития малыша с нарушением слуха так важно раннее слухопротезирование и систематическая работа по развитию слухового восприятия.

Условия для развития слухового восприятия должны создаваться в семье с того момента, как только у ребенка обнаруживается нарушение слуха. Чем раньше установлен факт нарушения и чем раньше начинается воздействие на всю слухоречевую систему, тем эффективнее оказывается результат воспитания и обучения ребенка, а значит успешность его интеграции в общество слышащих.

При организации коррекционной работы с детьми раннего возраста с нарушением слуха мы используем следующие методики: «Методика развития речи и слуха детей с нарушением слуха первых трех лет жизни» (Н.Д.Шматко, Т.В.Пелымская), «Программа развития слухового восприятия, речи и познавательного развития у детей раннего возраста с нарушением слуха» (И.В.Королева).Отличительными особенностями данных методик является то, что все предлагаемые упражнения и игры проводятся в течении всего для во время обычных домашних дел и игр с ребенком. Они позволяют использовать любую бытовую ситуацию для развития слухового восприятия и речи ребенка. Все упражнения проводятся в игровой форме, они основаны на естественных особенностях ребенка: потребности общаться с окружающими людьми, прежде всего с родителями, желании узнавать мир, способности воспринимать мир, используя не только слух, но и зрительные, обонятельные, осязательные, вибрационные ощущения.

Как правило, дети с нарушением слуха, с которыми мы работаем, это дети в возрасте от двух до четырех лет. Чаще всего, когда мы начинаем работать с этими детьми мы сталкиваемся с тем, что у большинства детей несмотря на их возраст уровень развития слухового восприятия очень низок. Это обусловлено либо поздней диагностикой нарушения слуховой функции у ребенка, либо отсутствием коррекционной работы с ним. Поэтому работа по развитию слухового восприятия обычно начинается с обучению реагированию на бытовые шумы. При проведении этой работы мы учим ребенка ориентироваться в звуках окружающего мира. Рассказываем и демонстрируем мамам детей с нарушением слуха как обычные бытовые ситуации можно использовать при формировании и развитии этого умения у ребенка, знакомим их с играми и упражнениями которые помогали бы развивать у ребенка умение реагировать на разнообразные шумы и узнавать их. Параллельно с этим мы проводим работу по формированию и закреплению ориентировочно-поисковой реакции на звук. Учим малышей откликаться на свое имя, искать звук в пространстве. Затем мы начинаем работать над формированием условной двигательной реакции на звук. Это является очень важным, так как наличие стойкого условного рефлекса на звуковой сигнал позволяет уточнить состояние слуха ребенка, проверить адекватность настройки слухового аппарата либо кохлеарного импланта, дает возможность наблюдать за состоянием слуха в динамике.

После того как условно-двигательная реакция на звук выработана, мы переходим к обучению различению на слух звучащих игрушек и определение характера их звучаний (тихо и громко, быстро и медленно, высоко и низко, слитно и прерывисто), определению направления источника звука. (Эта работа проводится с детьми, которые могут ощущать звучание голоса на расстоянии не менее 1 метра, либо с детьми слухопротезированными биноурально).

Как правило, дети очень быстро учатся различать на слух такие музыкальные игрушки как барабан и колокольчик, барабан и дудка, барабан и бубен. Используемые упражнения и игры позволяют детям быстро научиться определять характер звучаний: громкое и тихое звучание, слитное и прерывистое, высокое и низкое.
Параллельно с работой по развитию неречевого слуха проводится работа по развитию речевого слуха. Мы учим детей различать на слух знакомые звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания и фразы.

Большое внимание в нашей работе с детьми, имеющими нарушение слуха, мы уделяем развитию восприятия музыкальных звучаний. На занятиях ребенок учится самостоятельно извлекать звук из музыкальных игрушек, выполнять простые движения под музыку, различать характер музыкальных звучаний.

Все наши занятия проводятся в игровой форме. Задания, требующие от ребенка слухового сосредоточения, всегда чередуются с активной деятельностью: выполнением движений под музыку, речевой ритмикой. Мама все занятие находится рядом с ребенком и педагогом, что позволяет ей научиться правильно организовать работу с ребенком дома. Мы знакомим мам с теми играми и упражнениями, которые они могли бы использовать на данном этапе развития ребенка, занимаясь с ним дома.

Данная система работы, на наш взгляд, является довольно эффективной. Проводя совместные занятия с детьми и их родителями, мы учим родителей правильно общаться и заниматься со своим ребенком, учитывая все его особенности. Выполнение мамами наших рекомендаций, их ежедневные занятия с детьми положительно сказываются на развитии слухового восприятия и речи детей. В результате чего у слабослышащих детей создается новая, отсутствующая в начале обучения функциональная система – слуховая, которая формируется по общим законам становления слуховой системы слышащих, но с существенным увеличением времени на ее становление.
 
Список литературы:
  1. Королева И.В. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции. СПб.: КАРО, 2005. 288 с.
  2. Королева И.В., Янн П. Дети с нарушениями слуха: Кн. для родителей и педагогов. СПб.: КАРО, 2011. 240 с.
  3. Программно-методическое обеспечение различных форм специальной помощи ребенку раннего (0-3 года) возраста с нарушениями слуха. /Анисимова Л.П., Сазонова С.Н., Баранова Е.Б., Минаева Е.И., Пинюгина Е.В., Сохина Н.В., Филичкина И.А., Киселева О.Н. /Центр специального образования Самарской области Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад «Центр коррекции речи». Новокуйбышевск, 2006. 103 с.
  4. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит...: Пособие для учителя (предисл., послесл. Корсунской Э.А.) Изд. 2-е, перераб. М.: ОАО «Издательство «Просвещение», 2003. 208с.

Самара, 2012 г.
Категория: II Всероссийская НПК (Я.Корчака, Самара, 2012) | Добавил: Истоки (13.12.2014)
Просмотров: 664
Всего комментариев: 0
avatar