Статья: "Анализ психолого-медико-педагогического
сопровождения ребёнка с ОВЗ
в Службе ранней помощи"
Анисимова Л.П.,
кандидат пед.наук,
руководитель Службы ранней помощи
г.о.Новокуйбышевск Самарской области
Служба ранней помощи является центром комплексного сопровождения индивидуального развития детей. Здесь специалисты разного профиля - медики, психологи, педагоги – объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.
Решая задачу сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нами была разработана инновационная модель комплексного специального учреждения. Разработка разных вариантов специальной помощи детям с особенностями в развитии раннего и дошкольного возраста была продиктована социальным заказом родителей нашего города, а также теоретическим анализом современных дискуссий, идеологий в сфере специального образования.
Это привело к модели, где новые интегрированные формы не исключили классические дифференцированные формы обучения: Служба ранней помощи, специальные и интегрированные группы, группы кратковременного пребывания для воспитанников с особыми образовательными потребностями, диагностико – коррекционный и консультативный пункты, общественно – методический центр коррекционно-педагогической работы.
Отличительной особенностью деятельности Службы является межведомственный принцип взаимодействия. Ведомства образования (Ресурсный центр, детский сад «Центр коррекции и развития детей», (где расположена СРП), ДОУ округа с группами для детей до 3 лет), здравоохранения (женская консультация, отделение новорожденных, детские поликлиники) и Комитет по вопросам семьи, материнства и детства: центр диагностики и консультирования, реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья нашли взаимные интересы, разграничили полномочия и подписали соответствующие договора.
Наша модель представляет собой систему психолого – медико – педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с рождения и до начального общего образования. Элементы данной системы взаимосвязаны, нуждаются друг в друге, вытекают одна из другой, ну, а кроме того, позволяют существенно расширить функции дошкольного учреждения как такового (схема 1).
Схема 1. Схема взаимодействия различных форм специальной помощи
Перспективы развития Службы ранней помощи во многом совпадают с общими тенденциями развития специального образования.
Подводя итог, хотелось бы заметить, что организация Службы ранней помощи, построенной на междисциплинарном, межведомственном взаимодействии, является одной из форм работы, направленной на оптимальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, через социальную адаптацию и интеграцию их в среду нормально развивающихся сверстников, и нуждается в дальнейшем развитии.
Самара, 2011 г.
|