Главная » Статьи » Международная НП конференция (Януш Корчака, Самара, 2011) |
Комплексный подход к коррекции нервно-психических нарушений у ребенка раннего возраста в Службе ранней помощи
Статья: "Комплексный подход
|
Трефилова Ю.А.,
методист, учитель-дефектолог
Службы ранней помощи
г.о.Новокуйбышевск Самарской области
Службы ранней помощи
г.о.Новокуйбышевск Самарской области
В последнее время акцент исследований сместился в сторону более раннего выявления отклонений в нервно-психическом развитии и раннего начала комплексной коррекционной работы. Поэтому организация Службы ранней помощи городского округа Новокуйбышевска, построенная на междисциплинарном, межведомственном взаимодействии, является одной из форм работы, направленной на оптимальное развитие детей с особыми потребностями, социальную адаптацию и интеграцию их в среду нормально развивающихся сверстников.
При обращении родителей с проблемами в развитии ребенка специалисты Службы ранней помощи проводят обследование, которое носит системный характер, так как оно осуществлялось не только на первом, но и на последующих этапах коррекционной работы.
Обследование проводится специалистами одновременно и в нескольких направлениях, что говорит о его комплексном медико-психолого-педагогическом характере. В итоге, уже к началу коррекционной работы имеются объективные сведения об общем состоянии здоровья ребенка, о нервно-психическом развитии, психологических особенностях ребенка.
Системное обследование ребенка начинается с регистрации родителей или законных представителей и их детей. Данные об обратившейся семье оформляются в журнале первичного учета.
Обследование и оформление результатов по показателям нервно-психического развития ребенка проводит учитель-дефектолог. Наиболее полное представление об уровне нервно-психического развития ребенка дает собранная информация по показателям, разработанным К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной. В качестве основы психолого-педагогического обследования используется методика, разработанная Е.А. Стребелевой.
При проведении обследования речи учитель-логопед ориентируется на показатели схемы логопедического обследования детей второго, третьего года жизни, разработанные Ю.А. Разенковой.
На основе показателей нервно-психического развития детей второго и третьего года жизни составляется карта нервно-психического развития по возрастам. При оценке уровня развития проставляется тот возраст, которому соответствует выявленный показатель. Так, отмечается опережение или задержка в развитии отдельных функций.
Анализ результатов нервно-психического развития ребенка позволяет установить группу развития и эпикризный срок, в соответствии с которым затем разрабатывается содержание индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Для осуществления контроля коррекционного обучения детей раннего возраста ведется «Контроль учёта занятий со специалистами», где отмечается, с какими специалистами занимался ребёнок, сроки проведения коррекционного обучения, динамика в развитии.
Система коррекционного воздействия предполагает работу, рассчитанную на длительный период, в котором можно выделить подготовительный и основной этапы.
Содержанием подготовительного этапа является установление эмоционально-положительной психологической атмосферы, установление контакта с ребенком через игры, диалоги, воспитание умения вслушиваться в речь, преодоление речевого негативизма. Продолжительность подготовительного этапа варьируется в зависимости от готовности ребенка к взаимодействию со специалистом.
Основной этап работы также разный по продолжительности, что определяется характером выявленного отклонения, степенью его сложности, а также активностью участия родителей в коррекционно-развивающем процессе.
Коррекционная работа на основном этапе проводится на основе индивидуальной коррекционной программы, которая составляется для каждого конкретного ребенка, учитывая при этом, что развитие ребенка в разных областях может проходить неравномерно. Основной принцип программы заключается в ступенчатом введении материала. На следующую, более сложную, ступеньку ребенок может перейти, лишь в достаточной мере овладев предыдущим материалом.
Реализация коррекционного направления деятельности Службы ранней помощи осуществляется в виде индивидуальных и подгрупповых занятий, где родители являются прямыми участниками педагогического процесса. Приглашаются дети со сходной структурой дефекта и соответственно одинаковыми направлениями коррекционной работы.
Таким образом, осуществляется комплексный подход к коррекции нервно-психических нарушений у детей раннего возраста в условиях Службы ранней помощи.
Самара, 2011 г.
Спасибо!
+8
Всего комментариев: 0 | |