Главная » Статьи » Международная научно-практическая конференция (Ульяновск, 2011)

Опыт медико-психолого-педагогического сопровождения проблемного ребёнка в Службе ранней помощи

Статья "Опыт медико-психолого-педагогического

сопровождения проблемного ребенка

в Службе ранней помощи"
 

Научно-практическая конференция (Ульяновск 2011 г.) Научно-практическая конференция (Ульяновск 2011 г.) Научно-практическая конференция (Ульяновск 2011 г.)
 

 

Анисимова Л.П.,
кандидат пед.наук,
руководитель Службы ранней помощи
г.о.Новокуйбышевск Самарской области
 
Разработка разных варианта специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста была продиктована социальным заказом родителям нашего города, а также теоретическим анализом современных дискуссий, идеологий в сфере специального образования.

Наша модель представляет собой систему психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья с рождения и до начального общего образования. Элементы данной системы взаимосвязаны, нуждаются друг в друге, вытекают один из другого, а кроме того, позволяют существенно расширить функции дошкольного учреждения как такового (см.схему).

В г.о.Новокуйбышевске Самарской области с ноября 2002 г. функционирует Служба ранней помощи.

В настоящее время она арендует помещения в здании детского сада «Центра коррекции и развития ребенка» (ЦКР).  Специалисты Службы входят в штатное расписание Ресурсного центра.

Штатное расписание Службы включает в себя: руководителя, методиста, логопеда, дефектолог, психолога. Сурдопедагог привлекается для работы из ЦКР - специализированного учреждения, где есть группы детей с нарушениями слуха.

Содружественная работа всех специалистов Службы обеспечивает раннюю и наиболее полную интеграцию ребенка раннего возраста с проблемами в развитии в социум через оказание квалифицированной помощи ребёнку и его семье.

Одной из отличительных особенностей деятельности Службы является межведомственный принцип взаимодействия. Ведомства образования (Ресурсный центр, детский сад «Центр коррекции и развития детей», (где расположена СРП), ДОУ округа с группами для детей до 3 лет), здравоохранения (женская консультация, отделение новорожденных, детские поликлиники) и Комитет по вопросам семьи, материнства и детства: центр диагностики и консультирования, реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями нашли взаимные интересы, разграничили  полномочия и подписали соответствующие договоры.  

Таким образом, в Поволжском округе создана система выявления и оказания специальной помощи. В основном, большая часть детей, поступающих в детские сады г.Новокуйбышевска, проходит первичную диагностику в Службе ранней помощи. В Волжском районе эта система также отрабатывается.

Первое знакомство специалистов Службы с семьей проходит через телефонное интервьюирование. В ходе беседы с родителями мы определяем - соответствуют ли возможности Службы запросам семьи; если нет, то направляем семью в ту организацию, которая способна это сделать. А также олучаем информацию о речевом развитии ребёнка, особенностях поведения ребенка именно со слов родителей, таким образом, анализируем взгляд самих родителей на имеющуюся ситуацию.

На основе полученных данных  на медико-педагогическом совещании (МПС)  наши специалисты составляют структуру проведения первичной диагностики дс каждым конкретным ребенком.

Первичный прием проводится еженедельно по понедельникам. Каждый специалист заносит результаты диагностики в соответствующий протокол обследования. Определяется уровень речевого развития, соответствие нервно-психического развития возрасту или отставание от возрастной нормы по эпикризным срокам. Таким образом, мы узнаем данные о ребенке, его поведении в семье и примерных запросах родителей.

На первичном приеме специалисты Службы не только диагностируют ребенка раннего возраста, а также консультируют родителей по различным вопросам: результатам диагностики (первичного приема); краткой структуре проведения дальнейшей коррекционной работы с ребенком; методам проведения самостоятельных занятий с ребенком в домашних условиях. так. родители получают дополнительную информацию, расширяют свой кругозор.

На первичном приеме ведется журнал первичного учета детей в Службе, где отмечаются основные биографические данные, заключение проведенного первичного обследования.

Также в процессе проведения первичного приема мы анкетируем родителей, выясняя удовлетворенность предложенной им дальнейшей коррекционной работой. А также учитываем их предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности Службы.
 
По результатам проведенного обследования вновь на МПС специалистами Службы обсуждается программа дальнейшей коррекционной работы с каждой семьей. Утверждается коллегиальное заключение и карта обратной связи. Карта обратной связи отдается в поликлинику, где вклеивается в медицинскую карту ребенка. При поступлении в детский сад, ребенок уже имеет заключение специалистов Службы.

Своеобразной формой является ежемесячный контроль администрации результатов первичного обследования. Здесь определяется:
  • количество принятых детей по показаниям: дети с речевыми нарушениями (V вида), с задержкой нервно-психического развития (VII вида), с нарушениями слуха (II вида), с соматическими заболеваниями, без патологий;
  • количество детей по каждой возрастной группе;
  • статистические данные: кто направил данную семью в СРП (из поликлиники, педагоги, посоветовали знакомые, узнали сами и т.д.); категории семей (полные - неполные).
 
Мы стараемся работать в тесном сотрудничестве с поликлиникой, таким образом, в среднем, 28 % родителей направлены к нам от врачей. Отмечено, что 91 % детей из полных семей.

По данным первичного приема специалисты имеют возможность увидеть ребенка в развитии, сравнить его показатели, так как один ребенок может заниматься с несколькими специалистами.

Успешность проведения коррекционной работы зависит от правильного построения индивидуальной программы развития. Нами разработан информационно-методический сборник «Индивидуальные   программы  развития ребенка от 1 до 3-х лет с особыми потребностями», с учетом каждого эпикризного срока. Он предназначен для работы каждого специалиста: логопеда, дефектолога, сурдопедагога, психолога, а также как дополнительная помощь самим родителям, в нём есть описание игр и заданий для проведения коррекционной работы.

На каждого ребенка специалист заводит индивидуальную программу развития и способы ее реализации. После 2 – 3 индивидуальных занятий проводятся подгрупповые занятия с целью социализации детей, где они имеют возможности общаться, играть не только рядом, но и вместе.

По ходу ведения коррекционной работы каждый родитель после консультирования получает домашнее задание. Таким образом, дома они должны закрепить весь полученный ими материал, отработать у ребенка поставленные умения и навыки. На следующем занятии специалисты изучают результаты выполнения домашней работы и проводят дальнейшее обучение родителей вместе с детьми, направленное на развитие их ребенка. Такая структура оказания коррекционной помощи, как показала практика, влияет на качество проводимой коррекционной работы.

В тех случаях, когда по различным обстоятельствам родители не могут приводить ребёнка на занятия в Службу, у нас функционирует дистанционное обучение. Родители по телефону, или по электронной почте, а также на сайте Службы в интернете получают консультации специалистов по работе с ребенком в домашних условиях.

В процессе коррекционной работы через месяц мы вновь анкетируем родителей, чтобы выявить, насколько они удовлетворены результатами, есть ли необходимость внесения корректив (получаем обратную связь). Далее на медико-педагогическом совещании анализируем результативность коррекционной работы каждого специалиста, намечаем пути дальнейшего совершенствования работы Службы.

На качество проведения коррекционной работы влияет регулярность посещения семьёй специалистов Службы. Администрация ведет контроль посещаемости детьми (КПД) занятий. Контролируется время специалистов, насколько они загружены работой конкретно с детьми. Наши специалисты заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок не пропускал занятия. По телефону они выясняют причину пропуска, консультируют родителей. В дальнейшем, за каждый месяц составляется таблица показателей посещаемости занятий.

Ежемесячно проводятся МПС, где регулярно изучается деятельность специалистов и готовятся отчеты с анализом уровня проведения специалистом коррекционной работы с ребенком, его родителями и рекомендациями для дальнейшей работы.

Действует также консультативный пункт, где сурдопедагог консультирует родителей и проводит занятия с детьми раннего возраста с нарушенным слухом на базе ЦКР. На сегодняшний день созданы условия для проведения объективной компьютерной диагностики слуха с рождения. Все новорожденные младенцы проходят универсальный объективный аудиологический скрининг. Для получения данных объективной диагностики состояния слуха врач-отоларинголог проводит акустическую импедансометрию и регистрацию отоакустической эмиссии.

При подтверждении снижения слуха врач-отоларинголог и сурдопедагог определяют направления индивидуальной программы реабилитации для ребенка, которая включает необходимые медицинские мероприятия (возможное лечение, слухопротезирование), а также направления коррекционно-педагогической помощи.

Организация сопровождения детей с нарушением слуха не заканчивается в 3 года, а получает свое логичное продолжение в дошкольном возрасте. С 2004 года в учреждении действует интегрированная группа для детей с нарушением слуха. Сопровождение данной категории дошкольников также реализуется в виде комплексного взаимодействия врача отоларинголога, сурдопедагога, родителей и на этапе диагностики, и на этапе реабилитации.

На заключительном этапе коррекционной работы планируется проведение семинара-практикума для родителей "После трёх уже поздно" с использованием мультимедийного сопровождения. Родители обсуждают между собойв форме деловой игры обсуждают различные вопросы воспитания и развития малыша, делятся опытом.

Начиная с первичного приема и до итогового занятия, деятельность малышей фиксируется на фото- или видеокамеру. Организуется фоторепортаж и просмотр домашних видеосюжетов. На брифинге  родители обсуждают результаты своих детей с комментариями специалистов. Здесь  они могут увидеть и сравнить достижения своих детей за прошедший период времени.

В настоящее время у нас работает блог Службы ранней помощи http://rcsrp.rusedu.net/ от Ресурсного центра г.Новокуйбышевска, где родители получают необходимую им информацию, задают вопрос специалисту, узнают новости, знакомятся с анонсами мероприятий.

В Службе ранней помощи работает лекотека. По средам и четвергам родители мгут ознакомиться и взять напрокат: новинки методической литературы по воспитанию и развитию детей раннего возраста, DVD диски со сказками, пальчиковыми играми, песенками, музыкальными произведениями.  Такая форма работы позволяет расширить кругозор родителей, ещё глубже понять внутренний мир малыша.

Полный образовательный маршрут ребенка специалисты Службы фиксируют в журнале "Дальнейший образовательный маршрут", где индивидуально по каждому малышу можно увидеть сроки длительности занятий, с какими специалистами занимались, результаты коррекционной работы.

На основе сравнительного анализа результативности проведения коррекционной работы всех специалистов СРП, мы составляем средние процентные показатели за каждое полугодие. Так, например, за период "август - декабрь 2010 г.", получены следующие результаты:
 
  успешность проведения коррекционной работы
с детьми раннего возраста
за период "август - декабрь 2010 г."
  второго года жизни третьего года жизни средние показатели
логопед 52 % 57 % 54,5 %
дефектолог 58 % 30 % 44 %
психолог 42 % 39 % 40,5 %

Среди детей с небольшой задержкой психо-речевого развития, составляющей эпикризный срок, результаты коррекционной работы видны уже через 3 месяца. Детям, имеющим задержку на 2 - 3 и более эпикризных сроков, необходим более длительный период проведения коррекционной работы.

У некоторых детей могут не отмечаться особые улучшения в психо-речевом развитии. Это объясняется тем, что у кого-то только начался период коррекционного обучения, у нескольких детей имеются сложные неврологические заболевания.

Так, у нас проводится коррекционная работа с одним ребенком с синдромом Дауна, у тринадцати детей с нарушением слуха.

Анализируя дальнейший маршрут детей раннего возраста после выпуска из СРП за август - декабрь 2010 г. можно отметить, что 25 % детей поступили в дошкольное образовательное учреждение, 3 % (с нарушениями слуха) в специальное ДОУ. Остались неорганизованными 72 % детей.

Если проанализировать количественный состав обратившихся семей в СРП, то можно отметить, что:
  • за прошедший 2009 - 2010 учебный год из 477 обследованных коррекционную помощь получили 67 % детей;
  • а за первое полугодие 2010 - 2011 учебного года из 304 обследованных только 52 % родителей получили практическую и консультативную помощь специалистов Службы. Остались неохваченными 48 % детей с ОВЗ.
Это объясняется тем, что в настоящий момент увеличивается количество неорганизованных детей, обращающихся в Службу и охватить их имеющимися штатами невозможно.

Перспективы развития Службы ранней помощи во многом совпадают с общими тенденциями развития специального образования.
 
Подводя итог, хотелось бы заметить, что организация Службы ранней помощи, построенной на междисциплинарном, межведомственном взаимодействии, является одной из форм работы, направленной на оптимальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, через социальную адаптацию и интеграцию их в среду нормально развивающихся сверстников, и нуждается в дальнейшем развитии.

Ульяновск, 2011 г.
Категория: Международная научно-практическая конференция (Ульяновск, 2011) | Добавил: Истоки (12.12.2014)
Просмотров: 1037
Всего комментариев: 0
avatar